04.12.2015 00:40
    Поделиться

    Эксперт: Турция в результате спецмер России может потерять $3 млрд

    С 1 января будет запрещен ввоз в Россию некоторых групп товаров из Турции, приостанавливаются безвизовый режим и чартерные перевозки. Также большинству наших организаций нельзя будет нанимать на работу граждан Турции, а деятельность турецких компаний ограничат. Об этом говорится в указе президента РФ.

    Принятые меры нельзя расценивать как прямой ответ на сбитый турками самолет, в данном случае речь идет только о защите россиян и обеспечении их безопасности. Эти риски трагически ярко высветил инцидент с нашим бомбардировщиком.

    Например, это касается туризма. Турция уже перестала быть той приветливой и безопасной страной, которую мы знали раньше. Процесс исламизации, который осуществляется президентом Турции Эрдоганом, дает тревожные результаты: из светской страна превращается в исламское государство. И если раньше противовесом этому была армия, то сегодня голос радикальных исламистов звучит все громче. И что особенно печально, именно с ними заигрывают турецкие власти. В такой ситуации российские туристы больше не могут чувствовать себя в безопасности. В любой момент против них может быть совершена провокация. Угроза эта вполне реальна, и Российское государство не может ее не учитывать. Вот поэтому МИД России и принял решение приостановить безвизовый режим с Турцией.

    Причем этот шаг будет иметь "гигантский" положительный эффект для развития внутреннего туризма. В 2016 году турпоток в России может вырасти до 3-5 млн человек в год, сообщил глава Ростуризма Олег Сафонов. Он уверен, что России удастся развить туристскую инфраструктуру и обеспечить высокий уровень турпродукта. Что касается пункта указа о том, что "туроператорам и турагентам надлежит воздерживаться от реализации гражданам туристского продукта, предусматривающего посещение Турции", то он уже выполнен в полном объеме, отметил Сафонов.

    Известно, что турки широко представлены в российском строительном секторе. В условиях сложной экономической ситуации наши строительные фирмы испытывают серьезные проблемы. Так почему же мы должны отдавать подряды турецким компаниям, оставляя на голодном пайке свои?

    По словам члена Генерального совета "Деловой России" Антона Степанова, среди российских строителей есть организации, которые строят не хуже турок, они применяют современные технологии, востребованы за рубежом. Надо просто их сейчас поддержать и дать им возможность укрепиться. Например - обеспечить кредитами по доступным процентам.

    Есть и второй вопрос: что за рабочая сила прибывает к нам с турецкого берега, кто и с какой целью? Нельзя допустить, чтобы это были люди с непонятными намерениями, ведь в общем потоке в Россию может попасть кто угодно. Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин пояснил, что на 2015 год квота на работу граждан Турецкой Республики составляет 67 тыс. разрешений на работу и в 2016 году этот показатель будет значительно ниже.

    По словам президента фонда "Миграция XXI век" Вячеслава Поставнина, уменьшение квоты на граждан Турции, конечно, повлечет перестановки на рынке строительных компаний и других отраслей, где присутствуют турецкие компании. Но потребители этого на себе не почувствуют, уверен эксперт.

    Перечень работодателей, которым все-таки разрешат брать на работу турок, будет подготовлен правительством в декабре. Предполагается, что эмбарго не распространится на компании, которые имеют незавершенные контракты по строительству крупных объектов, например, в Ямало-Ненецком автономном округе, Татарстане, Санкт-Петербурге, Москве, Пермском крае, Волгоградской области.

    В указе есть поручения ввести запрет на чартерные воздушные перевозки с 1 января 2016 года. Регулярные рейсы продолжат выполнять назначенные перевозчики со стороны России и Турции, отметил в беседе с "РГ" ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. С нашей стороны четыре авиакомпании выполняют регулярные рейсы и в Стамбул, и в Анталью. Пять турецких авиакомпаний летают в Россию.

    В большей степени запрет на чартерные перевозки касается туристической отрасли. В России были частные перевозчики, заточенные на Турцию. Не исключено, что часть из них будет вынуждена или переориентироваться на другие направления, или уйти с авиарынка, если не получит какой-то формы государственной поддержки. Речь идет об отечественных авиакомпаниях, имеющих российский сертификат эксплантата, там работают наши пилоты и наши инженеры.

    Глава государства поручил усилить контроль за деятельностью турецких автоперевозчиков на территории России в целях обеспечения безопасности. То есть машины на границе будут более тщательно досматривать.

    Турецкая сторона в результате применения спецмер может потерять 2,5-3 млрд долларов, что составляет 1% от ВВП Турции, говорит замдиректора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Для Турции наша страна - второй после Германии внешнеторговый партнер. Доля же Турции в российском внешнеторговом обороте составляет 4%. Это не только продукты, среди которых фрукты и овощи, но и крупные механизмы. Например, турецких автомобилей и комплектующих к ним мы купили в прошлом году на 794 млн долларов. Да и доходы турецкой стороны от российского туризма огромны - 10 млрд долларов в год. Обо всем этом, похоже, Турции придется забыть на неопределенное время. Сюда же можно добавить потерю прибыли от вложений в нашу экономику. Турецкие прямые инвестиции в Россию за последние 8 лет составили 1,265 млрд долларов. И только в первом квартале этого года к ним прибавилось еще 120 млн долларов.

    Комментарий

    Запрет нанимать турок на работу не скажется на рынке труда в России, заявил ТАСС зампред Госдумы, член Михаил Мень: "Наши строительные компании и подрядчики сами возводят монолитное жилье разного уровня сложности". "Мы можем занять эти рабочие места нашими людьми, проживающими в регионах", - предложил он. Рабочие могут приехать и из бывших республик Советского Союза, например из Таджикистана. Меры, прописанные в указе, отвечают и настроениям в обществе. "Очень важно, чтобы турки почувствовали, что они теряют ради амбиций Эрдогана по созданию новой Османской империи. Это шанс остановить Турцию в этом вопросе, заставить одуматься и изменить отношение к России", - считает парламентарий. "Они поддерживают ту часть крымско-татарского сообщества, которая сейчас организует блокаду Крыма, они поддерживали дудаевцев в Чечне, они выступают исторически против Армении, которую мы исторически защищаем, у нас абсолютное расхождение по кипрскому вопросу, на Ближнем Востоке они выступают против нашего союзника Сирии", - перечислил он. "Уверен в том, что эта жесткая, твердая позиция, конечно же, будет приводить наших турецких соседей в надлежащие чувства. Насколько это будет быстро происходить, зависит во многом от личной позиции Эрдогана", - заявил глава Комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев, добавив, что в первые дни после трагедии с бомбардировщиком турецкий лидер проявил свою политическую ответственность "в минимальном, а не в максимальном объеме". Сенатор надеется, что "Турция сейчас очнется, поймет, что заигрывать с терроризмом недопустимо". "Это не просто реакция на последние трагические события, связанные со сбитым российским бомбардировщиком, это реакция на иное, новое восприятие Турции как страны, которая вольно или невольно оказалась в ряду пособников терроризма", - заключил он.

    Поделиться