01.12.2015 19:45
    Поделиться

    Глава Росавтодора: При запуске "Платона" учитывался европейский опыт

    Кто и зачем сталкивает на дороге дальнобойщиков и общество?

    Прошло более двух недель, как на федеральных трассах введена плата за проезд большегрузов. Большинство собственников фур уже подключили свой транспорт к системе "Платон", с помощью которой проходят платежи. Но есть и те, кто не спешит это делать. И протестуют против "Платона".

    В СМИ проходила информация, что у водителей фур, пытающихся проехать в сторону Москвы, изымают права. Однако ее опроверг первый заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Владимир Швецов. "Нет никаких команд на гнобление дальнобойщиков", - сказал он. По его словам, сотрудники ГИБДД "проводят с ними беседы", если они нарушают ПДД или скопление фур создает проблемы для движения.

    Некоторые владельцы транспортных компаний не хотят цивилизованно платить за пользование дорогами, как это делают транспортники во всем мире. И тогда вместо диалога переводят разговор на язык ультиматумов.

    А мы сегодня продолжаем наш диалог. На вопросы, поступившие на "горячую линию" "Российской газеты", посвященную работе "Платона", отвечает руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт.

    Задавали их на этот раз руководители профессиональных союзов торговли и производителей продуктов. И заодно рассказали, какая ситуация сложилась в их отраслях после введения платы за проезд грузовиков массой свыше 12 тонн.

    За воздух не берем

    Сергей Гудков, исполнительный директор "Рыбного союза": Перевозчики начали повышать цены за свои услуги. В каких-то случаях это 6 процентов, в каких-то - 10. В единичных случаях - до 40.

    Собственного подвижного состава у членов "Рыбного союза" не хватает. И для того чтобы не срывать графики поставок, сейчас собираются предложения поставок от транспортных компаний, у которых произошло минимальное удорожание. Все бронируют машины на неделю вперед.

    Среди наших участников перебоев с поставками в торговые сети пока не было. Они готовы по более высоким ценам брать транспорт со стороны, лишь бы не сорвать заказ. Тем более сейчас начинается период высокого спроса. Но на цене на полке эти процессы пока не отражаются.

    Мы считаем, что сейчас нужно дифференцировать тарифы. Нужно ли взимать плату с пустых машин? Ведь очевидно, что урон дороге они наносят в разы меньше, чем нагруженные.

    Роман Старовойт: Под разрешенной максимальной массой транспортного средства понимается значение массы снаряженного транспортного средства в килограммах с грузом, водителем и пассажирами, указанной в паспорте транспортного средства (свидетельстве о регистрации транспортного средства) в качестве максимально допустимой.

    Важно отметить, что система "Платон" не производит "взвешивание" автомобиля в процессе движения, а осуществляет фотофиксацию государственного номера и сверяет его с базой данных транспортных средств на предмет совпадения данного автомобиля с категорией грузовых фур массой свыше 12 тонн.

    Для того чтобы предотвратить разрушение дорог грузовыми транспортными средствами, которые нарушают действующие весогабаритные нормативы, в настоящее время параллельно с запуском системы "Платон" ведется работа по развитию на федеральных и региональных дорогах пунктов автоматического весового контроля транспорта, которые будут выполнять функцию "электронных дорожных весов".

    Данное оборудование будет в автоматическом режиме осуществлять измерение нагрузки на ось грузовых автомобилей и направлять в ГИБДД информацию о нарушителях для привлечения к ответственности.

    Не очень понятно, как проходила экспертиза этой системы. Хорошо бы, чтобы в обсуждении участвовали все заинтересованные участники рынка.

    Роман Старовойт: Итоговый проект системы взимания платы успешно прошел технологический и ценовой аудит.

    Кроме того, внедрению системы предшествовала оценка регулирующего воздействия на экономику, которую осуществляло минэкономразвития с привлечением экспертного сообщества. К обсуждению проекта приглашались крупнейшие компании-производители (КАМАЗ), перевозчики грузов (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков - АСМАП, Российский автотранспортный союз - РАС и др.). Высказанные мнения были проанализированы при разработке правовой базы для введения платы и конкурсной документации на создание и эксплуатацию системы "Платон".

    Кроме того, участники рынка имели возможность непосредственно высказывать свои предложения на общественных обсуждениях, организованных оператором системы "Платон". По результатам этой работы в преддверии запуска проекта были оптимизированы порядки взаимодействия с пользователями системы.

    В частности, на основании предложений перевозчиков упрощена процедура оформления маршрутных карт. Также сокращен перечень документов, необходимых для получения бортового устройства заявителем.

    Еще одним важным нововведением для владельцев транспортных средств массой свыше 12 тонн является исключение необходимости предоставления владельцами транспортных средств, зарегистрированными на территории РФ, обеспечительного платежа (либо независимой гарантии) при заключении с оператором системы "Платон" договора безвозмездного пользования бортовым устройством.

    Росавтодор слышит конструктивную критику грузоперевозчиков в части функционирования отдельных элементов системы, что позволяет оперативно устранять "узкие моменты".

    Для выработки совместных мер по снижению экономических рисков транспортных предприятий, а также упрощению процедуры взаимодействия пользователей с системой взимания платы "Платон" при Минтрансе России создана рабочая группа. В нее вошли представители 50 крупнейших игроков на рынке ретейла и автомобильных грузовых перевозок, а также представители профессиональных ассоциаций в сфере транспорта и розничной торговли.

    Необходимо отметить, что при Федеральном дорожном агентстве и минтрансе на постоянной основе продолжают проводиться встречи и совещания с представителями рынка грузоперевозок, включая средний и малый бизнес. По итогам данных мероприятий также вырабатываются предложения по совершенствованию отдельных механизмов взаимодействия пользователей с системой взимания платы.

    Тарифы: временный скачок

    Илья Ломакин-Румянцев, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли: К нам приходят письма, что доставка будет производиться с задержками. У нас тоже произошел рост тарифов на перевозки. Эффект в данном случае понятен. Когда метро перестает ходить, цены на такси взлетают. Также и здесь. Те транспортные компании, которые тщательно подготовились и понимают, как им работать в новых условиях, повысили цены на услуги.

    Называть конкретные продукты, по которым происходят задержки, я бы не хотел. Мы не раз видели, что подобные заявления порождали панический спрос на эти товары. Посетители магазинов пока не заметят усугубления ситуации. Компании вполне справляются собственными запасами.

    Не пора ли Росавтодору обратиться в ФАС, чтобы проверили скачки тарифов, насколько они обоснованны? Что собираетесь предпринимать? Только не говорите, что это все - рынок.

    Роман Старовойт: Сейчас более 80 процентов перевозчиков находятся в движении на трассах. Да, есть замечания по отраслям. Например, у перевозчиков мяса (около 50 процентов ) наблюдаются проблемы, молока - 30-50 процентов. Но сейчас идет только третья неделя работы системы, и все "узкие моменты" будут в ближайшее время устранены.

    Мы совместно с представителями торговых сетей и транспортных компаний отмечаем, что к росту тарифов на отдельных направлениях грузоперевозок привел временный отток с рынка части подвижного состава индивидуальных предпринимателей, которые заняли "выжидательную" позицию и не берут новые заказы, так как опасаются штрафных санкций. Таким образом, временное повышение тарифов произошло только в тех случаях, где спрос на грузовой транспорт превысил предложение.

    Проблема будет решена в результате изменения административной ответственности для недоплативших за свой проезд перевозчиков. Кроме того, мы регулярно получаем информацию от крупнейших ретейлеров, и они подтверждают, что работа ведется в штатном режиме и перебои в поставках не ожидаются.

    Нарекания вызывает принцип предоплаты. На наш взгляд, было бы предусмотрительно назначить некий переходный период. Слишком уж большое число участников задействовано в этой системе. Так будет переходный период?

    Роман Старовойт: Прежде чем система "Платон" была введена в эксплуатацию, она была полностью протестирована, о чем есть соответствующие акты.

    Что касается введения тестового режима для пользователей, правительство проявило гибкость и снизило тарифы на время вхождения пользователей в систему. Европейский опыт показывает: сколько ни откладывай и ни продлевай тестовый режим, не будут регистрироваться перевозчики в системе, пока она не заработает в реальном режиме.

    С середины прошлой недели система "Платон" работает в стабильном режиме, несмотря на продолжающиеся хакерские атаки. Важно отметить, что оператору удалось обеспечить полную безопасность персональных данных пользователей. Однако в период отражения DDoS-атаки 16 ноября некоторые функции могли некорректно отображаться в "личном кабинете" пользователей. Это и вызвало много мифов о том, что система не до конца готова к работе.

    Теперь про очереди в офисы "Платона". На сегодняшний день эта проблема также решена. Пиковый период посещаемости пришелся на 15-18 ноября, когда огромное количество перевозчиков пришло в офисы "Платона" в первый раз. Они откладывали до последнего свою регистрацию, не подавали заявки на бортовые устройства, естественно, это вызвало большой ажиотаж.

    Но были приняты меры, например, офисы "Платона" в наиболее "загруженных" регионах, например в Петербурге и Московской области, даже были переведены на круглосуточный режим работы. Сейчас проблем с очередями в офисах "Платона" также не наблюдается ни в одном регионе страны.

    Вопрос о введении так называемого "нулевого тарифа" или моратория на работу системы на данный момент не рассматривается. Однако с такой инициативой могут выступить участники рабочей группы, созданной при министерстве транспорта. В том случае, если предложения бизнес-сообщества будут обоснованными с экономической и правовой точек зрения, то данные материалы могут быть переданы для дальнейшего рассмотрения в правительство.

    Необходимо отметить, что действующим законодательством предусмотрена авансовая схема оплаты проезда автомобилей массой свыше 12 тонн по федеральным трассам, такой принцип заложен в работу системы взимания платы "Платон". Вопрос про постоплату уже неоднократно обсуждался и прорабатывается в настоящее время Росавтодором совместно с депутатским корпусом, которые также поддерживают этот принцип.

    Переход на постоплату будет осуществлен, когда будет полностью удовлетворен спрос владельцев транспортных средств на получение бортовых устройств. На сегодняшний день на руках у водителей находятся уже 170 000 бортовых устройств, еще 30 000 в ближайшее время будут распределены по регионам в соответствии с поступившими на них заявками от пользователей.

    Штрафы хотят снизить к Новому году

    Дмитрий Востриков, директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз": К моменту введения дорожного сбора не все перевозчики оказались готовы к работе в новых условиях. Не все машины оснащены бортовыми устройствами, и самое главное - сама система давала регулярные сбои в работе. В среднем у ряда членов "Руспродсоюза" до полок магазинов не дошло до 10 процентов от заказа.

    Но для поставщиков недопоставка продуктов также грозит и выставлением штрафов со стороны торговых сетей. Поэтому мы находимся в активном диалоге с ретейлом, чтобы прийти к компромиссу.

    Сегодня рано давать окончательную оценку ситуации, прошло еще мало времени. Однако совершенно ясно, что оставлять все как есть нельзя, нужна корректировка. Хорошо, что минтранс прислушался к предложениям "Руспродсоюза" и собирается ввести переходный период по взиманию штрафов. Вкупе с активной работой с логистами по их обучению и отладкой программного продукта это поможет стабилизировать ситуацию.

    Когда планируется принять документ о временном моратории?

    Роман Старовойт: В настоящее время ведется работа по либерализации действующей редакции КоАП, в которой размер штрафов для индивидуальных предпринимателей составляет 40 тысяч рублей, для юридических лиц - 450 тысяч рублей.

    В настоящее время в Госдуму уже внесен законопроект, который предусматривает поправки в КоАП и снижение штрафных санкций в 100 раз: единый штраф за неоплату проезда по федеральным трассам грузовиками массой свыше 12 тонн будет уменьшен до 5 тысяч рублей с нынешних 450 тысяч. За повторное нарушение предусмотрено взыскание в размере 10 тысяч рублей. Ответственным лицом будет являться собственник автомобиля.

    В начале декабря мы ожидаем рассмотрение этого законопроекта в первом чтении в Госдуме. Будем форсировать его принятие до новогодних праздников.

    Для регистрации хватит пять точек

    Владислав Романцев, член совета Масложирового союза России: Есть довольно серьезные технические проблемы с самой регистрацией. Например, такой нюанс. Очень редко один грузоотправитель берет перевозку в две стороны. Как правило, по прибытии находится груз, который нужно перевезти в обратном направлении. При этом неизвестно, по какому маршруту фура будет возвращаться.

    И сейчас, когда машины приходят в конечную точку и начинают искать обратную загрузку, находят ее, начинаются проблемы. Нужно вносить изменения в "личном кабинете" "Платона". Из-за этого происходят серьезные задержки. Внесение новых данных занимает до трех дней.

    По нашему мнению, если система будет работать устойчиво, сама плата за компенсацию ущерба дороги не должна увеличить стоимость товара на полке больше 4-5 процентов. Это не так критично. 15-20 процентов, о которых многие говорят, мы не видим. Но это когда все будет работать устойчиво. Но на сегодня, когда мы вынуждены оплачивать и обратные рейсы...

    На цене нашей продукции это тоже пока не сказывается. Да и вряд ли скажется в ближайшее время. Пересмотр сетями закупочных цен происходит довольно медленно. Тем более перед Новым годом они не будут это делать.

    Как можно облегчить процесс регистрации обратного рейса? Что для этого делается?

    Роман Старовойт: Время оформления маршрутной карты в режиме онлайн или с помощью терминала самообслуживания пользователей системы "Платон" в среднем занимает у пользователей не более получаса.

    В случае возникновения проблем при прохождении данной процедуры необходимо связаться с оператором системы "Платон" по телефону "горячей линии" или электронной приемной для получения консультации о порядке действий в конкретной ситуации.

    Также важно отметить, что при оформлении маршрутной карты можно вводить промежуточные точки. На данный момент для простоты оформления и для удобства пользователей можно устанавливать 5 точек: начало и конец маршрута, а также до трех промежуточных. Этот функционал будет расширяться по запросам пользователей. При формировании сложных маршрутов пользователи могут оформлять несколько маршрутных карт, в каждой из которых указывая по пять точек.

    Поделиться