30.11.2015 20:32
    Поделиться

    В Петербурге депутаты отказались от моратория на полеты бизнес-классом

    Несмотря на кризис, депутаты сохраняют свои льготы
    В Петербурге депутаты отказались вводить мораторий на полеты бизнес-классом для госслужащих. Поправка вызвала широкий общественный резонанс, выяснилось, что использование люксовых услуг никак не регулируется.

    - Я нечасто езжу в командировки, покупаю билеты только экономического класса, - сообщила "РГ" депутат Ольга Галкина. - Поправку я поддерживала, поскольку в законе пока вообще не прописано, как должны оформляться командировки. Это внесло бы ясность.

    И действительно, в законе о статусе депутата Петербурга указано только, что парламентариям оплачиваются командировки. Конкретики нет. Справедливости ради отметим, что петербургским депутатам компенсируют мобильную связь, платят зарплату и освобождают от военной службы. На этом их льготы заканчиваются.

    В соседней Ленинградской области вопрос о средствах на депутатские командировки не рассматривают. Здесь предлагают пойти дальше - отменить все выплаты парламентариям с высокими доходами.

    - Не секрет, что иногда в законодательных собраниях оказываются совсем не бедные люди, многие владеют колоссальными активами. Все меры обеспечения - зарплата, транспорт, оплата мобильной связи для них - смешные суммы. Так давайте не будем им их выплачивать, - предлагает депутат Владимир Петров.

    Он предложил установить порог - 10 средних зарплат по региону. В Ленобласти это 370 тысяч рублей. Если парламентарий зарабатывает больше этой суммы, то его предлагается снимать с довольствия. Поправку Петрова депутаты рассмотрят в декабре. Шансы на принятие нововведения оцениваются как высокие.

    Борьба с лишними депутатскими льготами ведется во многих регионах страны. В Петрозаводске, например, попытка ввести дополнительные бонусы вскрылась прямо на заседании горсовета.

    Депутаты решили прописать все нюансы своих командировок в специальном положении и себя не обидели: разрешили себе летать бизнес-классом в самолетах, путешествовать в люксовых каютах на морском транспорте, а если уж судьба подкинет им поездку на поезде, то билет им можно брать непременно в "СВ" (текст проекта решения есть в "РГ").

    Информация о пожеланиях слуг народа быстро вызвала возмущение горожан, и законопроект переписали, причем жестко. Теперь депутаты должны покупать только самые дешевые билеты, без авансового отчета им отныне компенсируют только плацкарт.

    Неплохо устроились слуги народа и в Карельском областном Заксобрании. Например, в местном законе о депутатской деятельности сказано, что за счет бюджета иногороднему парламентарию может компенсироваться аренда жилья в Петрозаводске. Тратить на квартиру можно до 45 тысяч рублей ежемесячно.

    Цифра не может не удивлять. На эти деньги скромную двушку можно снять даже в Москве, в Петрозаводске стоимость однушек начинается от 10 тысяч рублей. Правда, скоро аппетиты придется умерить - парламентариям предложили ограничить аренду квартир за бюджетный счет суммой в 21 тысячу. Голосовать депутаты будут в декабре.

    В Псковской области в последний раз закон о статусе местных парламентариев менялся в декабре 2013 года. И в нынешней редакции (текст есть в распоряжении "РГ") льгот у парламентариев вагон и маленькая тележка.

    В Псковской области депутаты тоже могут снимать квартиры за счет бюджета, предельная сумма найма даже не определена. После избрания в местный парламент законотворец получает "подъемные" на переезд в Псков из расчета половина депутатского оклада на каждого члена семьи. У псковских депутатов отпуск длится 50 дней, телефонную связь и Интернет им официально компенсируют из бюджета. Также народному избраннику положен служебный транспорт, оплата представительских расходов, путевок. Медицинское обслуживание получает не только сам парламентарий, но и члены его семьи. Льготы сохраняются и после выхода на пенсию. За работу в нескольких созывахпри выходе на заслуженный отдых он получает "парашют" - один оклад за каждый год в парламенте. Максимум восемь окладов.

    В 2015 году псковскому областному парламенту выделено 65 миллионов рублей. Плюс ко всему 98 миллионов отведено на функционирование специализированного автопарка, которым пользуются не только депутаты, но и высшие чиновники региона.

    Суммы в целом не выглядят зашкаливающими, но в Псковской области сам бюджет 2016 года составляет 23 миллиарда рублей, а госдолг - почти 12 миллиардов. При таких условиях гражданам с высоких трибун рекомендуют потерпеть и затянуть пояса.

    И все-таки положительные тенденции есть. Например, еще несколько лет назад в большинстве регионов СЗФО в законах о статусе депутатов был пункт об обязательном страховании (или компенсации его семье в размере годового оклада кормильца. Сейчас такой пункт остался только в Псковской области. Уходят в прошлое права на первоочередное обслуживание. Например, в Архангельской области в качестве анахронизма остался пункт, дающий право на внеочередную установку стационарного телефона. Сам факт, что в регионах стали устанавливать планку, где заканчиваются преференции народных избранников, говорит, что процесс запущен.

    Между тем

    На федеральном уровне парламентарии имеют право пользоваться услугами любых авиакомпаний, поскольку их командировки за рубеж и по стране носят более частый характер и времени на покупку билетов зачастую не так много. Собеседник "РГ" в Совете Федерации рассказал, что при покупке билетов для парламентариев в палате стараются прежде всего исходить из экономии средств и уже потом - из всего остального.

    "Если депутатов и сенаторов законодательно обяжут покупать билеты до места командировки и обратно только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств, входящих в Евразийский экономический союз, то мы, конечно, немедленно подчинимся. В Госдуме время от времени появляются такие законопроекты, однако дальше первого чтения они не идут. Сейчас у нас есть четкая установка - экономить, и мы максимально из нее исходим. Где билеты дешевле - там и берем", - отмечает собеседник.

    Что касается билетов бизнес-класса, то в этом году депутатам и сенатором было рекомендовано летать в командировки экономом, однако окончательное решение все равно остается за парламентарием. О запрете билетов бизнес-класса для федеральных законодателей речь не идет хотя бы потому, что если, например, закончились билеты экономкласса и остался только "бизнес", то парламентарий может просто не улететь в командировку.

    С другой стороны, в Совфеде стараются экономить бюджетные средства иными способами. Так, в этом году сенаторы отказались от части зарубежных поездок, а также командировок по России. Ранее каждый комитет имел право дважды в год проводить выездные заседания в пределах страны, но в этом году число выездных заседаний решили сократить до одного. Кроме того, с многими странами у парламентариев существуют так называемые "группы дружбы", предполагающие частый обмен визитами, однако сейчас такие поездки российских законодателей также носят единичный характер.

    Подготовил Виталий Петров

    Поделиться