01.12.2015 00:40
    Поделиться

    Эксперты подготовили новую редакцию КоАП

    Готовится новая редакция Кодекса об административных правонарушениях
    На публичное обсуждение был представлен проект новой редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), подготовленный Комитетом Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству. Проект кодекса является результатом многолетней и колоссальной работы, о чем говорит хотя бы его объем - 1582 страницы.

    Необходимость принятия принципиально новой редакции КоАП назрела уже давно, ведь именно этот закон лидирует по количеству внесенных в него изменений. С момента его принятия в 2001 году президентом РФ было подписано более 350 федеральных законов, которыми было внесено в КоАП более 2500 поправок. В результате огромного количества изменений было утрачено единство правового регулирования. Закон стал громоздким и сложным для применения на практике.

    Кроме того, за 14 лет действия КоАП накопилась более чем обширная практика его применения, нашедшая отражение в правовых позициях Конституционного суда, постановлениях пленумов Верховного и Высшего арбитражного судов, постановлениях федеральных органов исполнительной власти. Эта практика требовала законодательного закрепления для обеспечения ее неукоснительного единообразного применения судами и другими органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях. Нельзя забывать и о проведенных после принятия действующего кодекса судебной реформе, реформе структуры и системы федеральных органов исполнительной власти, реформе законодательства об осуществлении государственного контроля (надзора), о государственной контрактной системе и о закупке товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

    О необходимости принятия новой редакции КоАП говорит и существенно изменившаяся с 2001 года экономическая и политическая ситуация в стране. За 14 лет развития Российского государства и общества изменились не только количественные, но и качественные характеристики совершаемых правонарушений. И если предпосылки законодательного и правоприменительного характера главным образом сказались на форме и структуре нового законопроекта, то именно экономические и политические реалии предопределили содержание его Особенной части, устанавливающей перечень правонарушений и административных наказаний. Кроме Особенной части проект кодекса содержит Общую часть и Производство по делам об административных правонарушениях.

    Новый КоАП разделяет все правонарушения на три категории: незначительные, значительные и грубые. Именно категория нарушения и совершившего его лица определяют максимальный размер штрафа. Например, если раньше гражданин за незначительное противоправное деяние наказывался максимальным штрафом в размере 500 руб., то согласно проекту эта сумма увеличится до 5 тыс. руб. Для индивидуальных предпринимателей (ИП) максимальный размер штрафа за незначительное преступление увеличится с 2,5 до 25 тыс. руб., для должностных лиц - с 5 до 50 тыс., а для организаций - с 10 тыс. до 1 млн. При значительных правонарушениях величина максимального штрафа для ИП возрастет с 25 до 100 тыс. руб., для должностных лиц - с 50 до 200 тыс., для компаний - с 1 до 5 млн. В случае грубых противоправных деяний размер возможных штрафных санкций увеличивается в несколько раз. Для ИП - со 100 до 400 тыс. руб., для должностных лиц - с 200 до 800 тыс., для предприятий - с 5 до 60 млн.

    Существенное увеличение административных штрафов является наиболее громким и значимым нововведением: по некоторым правонарушениям предлагается поднять их размер более чем в 12 раз. Однако нельзя не отметить предусмотренную проектом возможность при определенных обстоятельствах назначать наказание ниже установленного кодексом минимального штрафа. Ранее на возможность назначения наказания ниже минимального в отношении организаций указывал Конституционный суд.

    Одними из самых "опасных" для бизнеса новых видов административного наказания являются ликвидация юрлица и прекращение деятельности ИП по решению суда. С другой стороны, это наказание предлагается назначать только за пять составов наиболее серьезных правонарушений: создание условий для торговли или эксплуатации детей; повторное изготовление, приобретение, публичная демонстрация порнографических изображений; незаконная организация и проведение азартных игр; оказание финансовой поддержки терроризму и легализация доходов, полученных преступным путем. Применение такого наказания будет иметь последствия и для собственника привлекаемой компании - ему грозит запрет на учреждение новых организаций на определяемый судом срок.

    Еще одним важным для бизнеса нововведением является наложение обеспечительного ареста на имущество лица, привлекаемого к административной ответственности. Однако такой арест предлагается применять, когда речь идет только о значительных или грубых нарушениях, а также возмещении вреда, причиненного при совершении административного правонарушения.

    Новый КоАП разделяет все правонарушения на три категории: незначительные, значительные и грубые

    Значительные изменения коснулись общих сроков привлечения к административной ответственности: они увеличены с двух месяцев до одного года. Стоит заметить, что истечение срока привлечения к ответственности - одно из самых распространенных оснований для прекращения судами дел об административных правонарушениях. В случае принятия законопроекта избежать наказания по этому основанию станет значительно сложнее. Несмотря на явно карательную направленность значительной части новелл, авторы проекта предлагают сбалансировать их возможностью освобождения от административной ответственности в ограниченных случаях и возможностью назначения наказания ниже минимального размера. В целом проект КоАП, являясь значительно более жестким по сравнению с действующим, одновременно и более совершенный.

    Поделиться