издается с 1879Купить журнал

Виновен ли генерал Сухомлинов в снарядном голоде Первой мировой?

Кто и как обвинял и подставлял генерала

"Историографический миф вырастает из политического и придает ему благородный отблеск объективности. В результате реальное существование небывшего, превращаясь в научную истину, как правило, уже не подвергается сомнению"1. К числу подобных мифов относится "дело Сухомлинова", в рамках которого бывший военный министр генерал В.А. Сухомлинов обвинялся в шпионаже в пользу Австро-Венгрии и Германии, а также в преступном бездействии власти, которое привело к катастрофическому снарядному голоду в 1915 г. и стало причиной поражений и отступления русской армии. По официальной версии Сухомлинов не заботился о снабжении армии и был заинтересован только во взятках. Однако документы говорят об ином. Сегодня мы можем утверждать, что Владимир Александрович Сухомлинов стал "козлом отпущения" за ошибки и просчеты других2. Но как же военный министр видел пути преодоления снарядного голода? Как соотносилось его видение проблем военной промышленности со взглядами светил артиллерийского дела того времени, прежде всего генерала А.А. Маниковского?


"Ведомства работали - каждое само по себе"

Первая мировая война показала недостаточную подготовленность военной русской промышленности. России пришлось прибегнуть к зарубежным заказам. Но "заграничные заказы в общем на 9,3 миллиона снарядов не принесли армиям никакой пользы. Вместо миллионных заказов снарядов и дистанционных трубок в Россию было поставлено 5 тысяч патронов"3.

Один из самых талантливых артиллеристов того времени А.А. Маниковский заметил, что "за время войны усилиями заказчиков, и в первую очередь России, американской промышленности привит был ценный опыт в военных производствах и путем безвозмездного инструктажа со стороны русских инженеров создан в Америке богатый кадр опытных специалистов по разным отраслям артиллерийской техники"4.

Маниковский показал главный недостаток не только самой русской военной промышленности, но и управления ею: "Во время мировой войны дело снабжения русской армии фактически находилось в руках заводчиков-капиталистов и покровительствующих им представителей царской власти, преследующих в большинстве случаев только свои те или иные личные интересы. Ведомства работали - каждое само по себе, обособленно от других, стремясь присвоить себе побольше тех или иных преимуществ, хотя бы и в ущерб другим и общей пользе государства"5.

Маниковский проанализировал причины неудач мобилизации военной промышленности, изложив выводы в секретном докладе военному министру Д.С. Шуваеву 20 октября 1916 г.6

Он указал на одну из причин неподготовленности, которая состояла в том, что "в предположениях о потребности в боевом снабжении для будущей войны мы, базируясь на опыте нашей Маньчжурской кампании... определили слишком незначительную норму этой потребности, вследствие чего и не развили заблаговременно надлежащим образом ни наши казенные заводы, ни те из частных, которые в мирное время изготовляли предметы боевого снабжения"7.

Схожие проблемы испытывали и другие страны. "Поневоле пришлось прибегнуть к самой крайней мере - к заказам за границей, главным образом в Америке и у наших союзников Англии и Франции, которые, впрочем, и сами в то же время испытывали недостаток в боевом снабжении"8.


"Надо в самом спешном порядке развивать свою промышленность"

Генерал полагал, что "надо в самом спешном порядке развивать свою отечественную промышленность, и притом в расчете не только на потребности текущей войны, но и в предвидении будущей. Но при этом необходимо использовать одно важнейшее указание минувшего опыта: для каждого отдельного производства боевого снаряжения должна быть организована своя самостоятельная группа заводов... основное ядро, так сказать, постоянный кадр группы, должны составить казенные заводы, которые в случаях мобилизации не только соответственно развернутся сами, но и выделят из себя соответствующий технический персонал для инструктирования остальных членов группы"9. Маниковский также отмечал необходимость заблаговременного составления плана мобилизации промышленности.

Поэтому неслучайным было отношение к Маниковскому Сухомлинова. 11 сентября 1914 г. Сухомлинов писал генералу Н.Н. Янушкевичу: "Сейчас получил ответ Ваш, что Верховный главнокомандующий высказывается решительно против назначения Маниковского нач[альником] Гл[авного] артиллер[ийского] управления. Что же делать, а это единственный выход был для меня заставить это ведомство работать вовсю... Маниковский энергичен, знает дело и более подходящего человека я не знаю, он сильно помог бы улучшить артиллерийское снабжение действующей армии"10.

22 января 1915 г. Сухомлинов говорил Янушкевичу: "Ужасно досадно, что вел[икий] кн[язь] Серг[ей] Мих[айлович] свое личное "я" поставил выше интересов государственных и поставил нам палку в колесо. Но, может быть, Бог даст, Ман[иковскому] удастся и при этих условиях двинуть дело энергичнее"11.

Незадолго до своей отставки, 6 июня 1915 г., Сухомлинов не без воодушевления написал Янушкевичу: "Решили с Ман[иковски]м не стесняться и круто взяли с ним руль направо на борт. Говорят, кое-кто в ярости, и можем ожидать всяких воздействий, но пойдем, подняв забрало"12. Не означает ли эта фраза бывшего военного министра его солидарности с Маниковским в видении проблем военной промышленности? Мы можем ответить на этот вопрос утвердительно, тем более что это подтверждается источниками.


"Сам езжу по заводам и понукаю"

В той же переписке у Сухомлинова обнаруживается много общего с Маниковским. 9 сентября 1914 г. Сухомлинов писал Янушкевичу: "Вторая беда - артилл[ерийские] патроны. Расход громадный, невероятный, а производительность наших горных заводов слабая... Все, что только можно, мы делаем... но Вы сами знаете, как слабо оборудованы наши заводы и как мы все время, несмотря на мои протесты, базировались на иностранцах"13.

2 декабря 1914 г. Сухомлинов отметил: "Сам езжу по заводам и понукаю, но натыкаюсь на забастовки, отсутствие угля, недоставку станков из-за границы, а у нас их нет"14. В письме от 15 декабря генерал сообщал, что "без мощных исправных заводов трудно выполнить те задачи, которые выпали на нас в эту войну и не на нас одних, а и на все воюющие армии: совершенно те же недочеты у наших врагов..."15.

23 мая 1915 г. Сухомлинов писал Янушкевичу: "За десятимесячную кровопролитнейшую борьбу, какую свет еще не испытывал, немудрено дойти до голода боевых припасов, и в особенности нам, с нашей нищенски развитой промышленностью..."16

Схожие оценки можно встретить и в дневнике Сухомлинова. Например, в записи от 23 февраля 1915 г.: "Громадный расход снарядов и энергичное требование пополнения их, а заводы наши не справляются (задержка в доставке угля), неподготовленность, отсутствие в стране изготовления станков. - Постоянные заказы за границей"17. Или в записи от 4 июня 1915 г.: "Шостка. Прекрасно поставленный завод. Может быть дублирован, - почти при том же составе администрации и техников. При мне набросали проект, - обойдется около 12 000 000 рублей. Если бы Главное артиллерийское управление подумало об этом с началом войны, все было бы теперь готово. На заводе вспоминают, что приехал второй министр. Первый был Аракчеев"18.

23 октября 1915 г. уже бывший министр Сухомлинов записал в дневнике: "Очень интересное письмо нач[альника] Гл[авного] арт[иллерийского] упр[авления] генерала Маниковского в "Новом Времени": "До сего времени военно-промышленным комитетом не поставлено ни одного снаряда; все же те снаряды, которые прибывают на позиции и которые приходилось видеть корреспонденту, поставлены во исполнение заказов, данных Главным артиллерийским управлением в прежнее время, до открытия военно-промышленных комитетов". А левые газеты находили, что благодаря [новому военному министру А.А.] Поливанову стали получаться обильно снаряды и всякое снабжение. Выходит, что как будто это и не так"19. Ранее, 18 октября, бывший министр отмечал, что ему "все чаще приходится слышать, что "мобилизационная промышленность" стала жить канцелярским делом, полезным не для армии, а для плутократии"20.

11 декабря 1915 г. генерал отметил: "Сформированные военно-промышленные комитеты в большом числе и повсеместно, получают много денег, но едва ли для настоящей войны окажут существенную пользу. Следовало бы направить их деятельность к тому, чтобы впредь обрабатывающая промышленность водворилась и развилась у нас так, чтобы бывшая до сих пор наша зависимость и заграничная кабала исчезла"21.

Таким образом, взгляды Сухомлинова и Маниковского на проблемы военной промышленности России в годы Первой мировой войны совпадали. Отсутствие четкого плана действий и стратегического видения развития промышленности у руководства страны сыграли свою роль в последующих бедах России. Совместный с Маниковским поворот руля направо, как выразился Сухомлинов, мог изменить ситуацию к лучшему, но накопившиеся системные промахи и противоречия не позволили этому реализоваться.


Примечания
1. Айрапетов О.Р. Снарядная демагогия. Слова и дела русских либералов // Родина. 2010. N 7. С. 122.
2. Евдокимов А.В., Селезнев Ф.А. Военный министр как "козел отпущения": к вопросу о причинах отставки генерала В.А. Сухомлинова // История в подробностях. 2014. N 6 (48). С. 30-35.
3. Сидоров А.Л. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. М., 1973. С. 20-21.
4. Маниковский А.А. Боевое снабжение русской армии в мировую войну. М., 1937. С. 623.
5. Там же. С. 648.
6. Евдокимов А.В. К вопросу о причинах назначения и отставки военного министра Д.С. Шуваева // Первая мировая война. Взгляд из XXI века. Россия и Нижегородская губерния в 1914-1918 гг. Нижний Новгород, 2014. С. 170-179.
7. Военная промышленность в начале XX века. 1900-1917. Сб. док. М., 2004. С. 595.
8. Там же. С. 596.
9. Там же. С. 597.
10. Переписка В.А. Сухомлинова с Н.Н. Янушкевичем // Красный архив. Т. 1. М., 1922. С. 248.
11. Там же // Красный архив. Т. 2. М.-Пг., 1922. С. 170.
12. Там же // Красный архив. Т. 3. М.-Пг., 1923. С. 70.
13. Там же // Красный архив Т. 1. М., 1922. С. 246.
14. Там же // Красный архив Т. 2. М.-Пг., 1922. С. 141.
15. Там же. С. 151.
16. Там же // Красный архив Т. 3. М.-Пг., 1923. С. 64.
17. Дневник генерала Сухомлинова // Дела и дни. 1920. Кн. 1. С. 228.
18. Там же. С. 234.
19. Дневник генерала Сухомлинова // Дела и дни. 1922. Кн. 3. С. 131.
20. Там же. С. 130.
21. Там же. С. 135.