26.11.2015 18:00
    Поделиться

    Почему инклюзивные колледжи оказались нерентабельными

    В РГСУ прошла международная конференция по инклюзивному профобразованию. К 2020 году 70 процентов колледжей и техникумов должны быть готовы учить студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Сегодня таких очень мало. По статистике, лишь 60 процентов колледжей и техникумов имеют сейчас по одному (!) студенту-инвалиду. Да и эти учащиеся, можно сказать, исключение. В основном, инвалиды могут получить профессию только в тех учебных заведениях, которые когда-то были спецучилищами для особых детей. Сейчас они, как правило, объединены с обычными колледжами.

    - У нас соотношение 50 на 50. Есть студенты с нарушением слуха, зрения, колясочники. Даем учащимся профессии повара, тракториста. Если это инвалиды, то предлагаем специальности, связанные с компьютерными технологиями, - рассказал директор сысертского техникума "Родник" Григорий Мельников. - И, как бы мы ни старались, не можем соответствовать требованиям по доступной среде. Есть сложности с медицинским обслуживанием, психолого-педагогическим сопровождением.

    К примеру, в штатном расписание техникума, исходя из числа студентов, должно быть предусмотрено всего полставки психолога и полставки педагога.

    - Кто согласится на такие условия? - возмущается директор. В результате у него педагог-психолог работает на полную ставку. С медкабинетом тоже все непросто. Есть такой простой прибор - ростометр. Так вот, его сертификация стоит дороже, чем покупка нового.

    - Выходим из ситуации, как можем. Выручает городская медицина. На скорой помощи наших студентов знают по фамилиям. Если вызываем скорую, специалисты сразу нужный чемоданчик берут - знают все диагнозы. Мы - нерентабельный техникум. Надо больше 1000 студентов, а у меня только 300.

    При этом понятно, что обучение особенных студентов - почти что индивидуальное. Больше всего проблем с теми, кто в школе учился на дому.

    По словам директора, таким даже разрешают жить в общежитии вместе с родителями. С Мельниковым согласились все директора. Сложности у всех одни и те же. Не ясно, как рассчитывать плату преподавателей в инклюзивных колледжах, сколько тьюторов и сурдопереводчиков брать на работу, сколько преподавателей физкультуры должно быть в инклюзивной группе, где есть и слабовидящие, и слабо слышащие, и колясочники, и здоровые студенты. Не ясно, какими должны быть учебники для среднего профобразования.

    - В законе сказано: "специальные учебники и пособия". А кто знает, что это? Для глухих нужны книги с мультимедийным приложением, схемами, наглядным материалом. Для слепых - со звуковым сопровождением и написанные азбукой Брайля. Учебники должны разрабатывать специалисты и цена книг должна быть доступной. А еще лучше, если они будут бесплатными для нас, - уверена директор Тверского колледжа сервиса и туризма Елена Кузнецова.

    И требования при оценивании таких колледжей и техникумов тоже надо менять. К примеру, сейчас во всех мониторингах учитывается трудоустройство выпускников. По словам директоров, в первый год после окончания учебы работу мало кто находит. В регионах есть программы поддержки инвалидов, в том числе, создания для них рабочих мест. Но даже если индивидуальный предприниматель и готов взять такого выпускника, по правилам, он должен быть собственником помещения . А практически все предприниматели - арендаторы. Как быть?

    Некоторые регионы, не дожидаясь указаний сверху, сами проявляют инициативу и решают, как будут работать инклюзивные колледжи. В Санкт-Петербурге, например, разработали нормативы для общежитий: на 50 студентов обязательно должен быть дежурный педагог. 95 процентов регионов оставляют выпускникам школ всю аппаратуру для дистанционного обучения, если те идут в колледжи или техникумы. В Свердловской области разработали восемь примерных образовательных программ для студентов с разными заболеваниями.

    С января 2017 года вступит в силу новый стандарт для педагогов среднего профобразования и эксперты надеются, что в вузах будут давать основы знаний коррекционной педагогики. При этом все преподаватели колледжей согласны с тем, что все остальные сотрудники колледжей тоже должны пройти курсы повышения квалификации.

    Поделиться