25.11.2015 16:34
    Поделиться

    Работы художника Сергея Судейкина представили на "Дягилев PS"

    Фестиваль "Дягилев PS" в Санкт-Петербурге строит программу по главному принципу Сергея Дягилева "Удиви меня!". В этом году удивляли в шестой раз и снова всерьез.

    Этот фестиваль - лучший пример максимы "как назвали, так и поплывешь", его концепция будто обдумана лично Дягилевым: на международном фестивале искусств нет ограничений ни странам, ни жанрам. Танец в этот раз представляли лондонской премьерой минувшего года "Торобака", первым турне по России труппы знаменитой Марты Грэм из США и объемным гала-концертом лучших работ известного французского хореографа Анжелена Прельжокажа. Стали сенсацией выставки: первая персональная выставка в России звезды Серебряного века Сергея Судейкина в K Gallery и посвященная прототипу Пиковой дамы княгине Натальи Голицыной "Серебро и золото Пиковой дамы" в Шереметевском дворце. Страшно актуальной болевой точкой оказался следовавший после научной конференции "В круге Дягилевом. Покровители" открытый круглый стол о современных российских меценатах. Припасли к фестивалю испанский фортепианный дуэт Moreno Gistain с программой "Ballets Russes. Испанские мотивы" на двух роялях и чистую радость меломана: в Большом зале филармонии блеснул Musica Aeterna с международной командой солистов и Теодором Курентзисом за пультом.

    В "Торобаке" искрили в зал два любимца публики: звезда испанского фламенко Исраэль Гальвани и лондонский гуру Акрам Хан, прославившийся скрещением классического индийского танца катхак с современным танцем. Мужской дуэт без сантиментов и с налетом соревнования провоцировал найти мораль в соответствии с нынешней лентой новостей с ее перемещением народов. Если средневековая Испания могла сплавить в общем культурном котле танец свой, Северной Индии и Северной Африки в общую смесь по имени "фламенко", то сегодняшний contemporary dance тем более способен примирять любые танц-системы от классического балета до катхака под испанское пение. С Анжеленом Прельжокажем все гораздо спокойнее, хотя и он пример прорастания албанской культуры в пестрой французской. Фестиваль отметил 30-летие Балета Прельжокажа из Экс-ан-Прованса: художественный руководитель фестиваля, директор Музея театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга Наталья Метелица попросила хореографа выбрать лучшее из своих постановок за все годы существования труппы, и он, конечно, выбирал до последнего. Нетрудно догадаться, что он не смог обойтись без своего самого узнаваемого хита, чувственного дуэта "Поцелуй"из балета "Парк", исполненного умопомрачительной этуалью Гранд опера невесомой Орели Дюпон. За вклад в искусство хореографии Анжелену Прельжокажу вручили традиционный приз фестиваля "Удиви меня!".

    Еще больше, чем Прельжокажу, повезло Сергею Судейкину. Такого не может быть: выставка в K Gallery действительно первая персональная в постоктябрьской России, а в посвященных Серебряному веку оммажах Судейкин был "одним из". K Gallery представила полсотни работ художника из частных и государственных коллекций и  издала роскошный каталог с научными комментариями, так что лучше поздно и качественно, чем никак, спасибо фестивалю за стимулирование процесса. В залах на набережной Фонтанки пасторали и буйные цветовые фантазии уживались с плакатами и эскизами оформления балетов, опер и миниатюр, и Судейкина везде легко узнать. Любопытно, что часть предоставленных Музеем театрального и музыкального искусства экспонатов была подарена Михаилом Барышниковым - так сходятся формально далекие друг от друга линии. Нельзя сравнить с этой выставкой "Серебро и золото Пиковой дамы" в Шереметевском дворце. Тут было не новое открытие имени, а придуманная по мотивам атмосфера.

    Петербургские музейные хранители с благоговейной любовью знакомили с портретами юной Наташи, ставшей мамашей трепетавшего перед ней градоначальника и властной "черной княгиней" Натальей Голицыной. По воле авторов выставки после сервизов, портретов, модных силуэтов и выписок из дневников героини из зала приоткрывается дверь, и там из полумрака алого и черного посетителя лорнирует уже литературная Пиковая дама, увековеченная Пушкиным.

    Очень волнуясь за финансовую сторону дела, "Дягилев PS" все-таки строит планы на ноябрь 2016. Может, Пиковая дама с ее "тройка, семерка, туз" поможет провести седьмой по счету фестиваль. Выставки открыты до середины декабря и феврал

    Поделиться