24.11.2015 00:40
    Поделиться

    Эксперты: Спрос на коворкинги будет расти, рынок далек от насыщения

    Отечественный бизнес вливается в культуру коворкингов
    Коворкинг - западное явление, которое не сразу "встало" на российские рельсы. Еще пять лет назад остаться без офисных стен было страшно и начинающему фрилансеру, и молодому предпринимателю. Но с портретом целевой аудитории коворкингов за последние пару-тройку лет произошли небывалые перемены - от хипстеров и свободных художников - к стартапам со смузи, от стартапов - к опытным и стабильным командам. Уровень коворкингов улучшается с каждым годом, пропорционально растет и качество целевой аудитории.

    В 2005 году программист Бред Ньюберг, уставший от однообразия и скуки в офисе, создал коворкинг на базе феминистского центра Spiral Muse. За небольшую плату каждый желающий получал рабочее место, бесплатный Wi-Fi. Там проводились уроки йоги, ланчи и другие мероприятия, позволявшие ощущать вкус жизни. Через год Бред Ньюберг закрыл коворкинг и открыл новый - Hat Factory. В эти же годы появляются коворкинги в Лондоне и Берлине, которые остаются крупнейшими в мире. В 2011 году была проведена знаменитая конференция - Global Coworking Unconference Conference, закрепившая статус коворкингов как нового типа офисного пространства. Первое место в мире по числу таких площадок занимает США.

    "Толчком к появлению коворкингов в России послужил кризис 2008 года. Тогда появилось пространство "Башня" в Екатеринбурге, затем этот процесс распространился на все крупные города. Предпосылками послужили взаимосвязанные процессы: сокращение офисных работников, рост армии фрилансеров, стартап-команд и сознательный переход многих творческих личностей к фрилансу как типу трудоустройства. Среди пионеров отрасли можно назвать московские проекты - дизайн-завод "Флакон", "Рабочая станция" в Парке Горького", - перечисляет Татьяна Шараева, управляющий партнер бизнес-пространства Meeting Point.

    Сегодня в Москве помимо коворкингов-однодневок представлены и неплохие проекты, но и они обладают недостатками: излишне завышен ценник, проблемы с доступностью, отсутствие гарантий в отношении безопасности личных вещей резидентов, неотлаженная система коммуникации с клиентами. В регионах есть немногочисленные коворкинги, но там превалирует формат антикафе. Рынку есть куда расти. "Я, как абсолютный адепт подобного формата работы, уверена, что коворкинг не для всех, - говорит Мария Горкуш, директор по стратегическому развитию сетевого коворкинга "Рабочая Станция". - Из очевидных плюсов - возможность "шерить" офис с крутыми командами и постоянно находиться с ними в симбиозе. За соседним столом могут сидеть не только твои потенциальные клиенты, но и партнеры. Тебе не нужно задумываться об административных вопросах. Из минусов - окружение может меняться каждый день. Все помнят свои эмоции от первого дня в новой школе? Стресс примерно такого же уровня. Сложно придется консерваторам: если не позаботиться о фиксированном рабочем месте, то может быть всякое. Сегодня ты сидишь в уютном месте у окна, а завтра твое место заняли, и путь только на диван, друг, без обид, это - коворкинг".

    Средняя стоимость работы в коворкинге 5-15 тыс. руб. в месяц. Как правило, существует несколько тарифов, например на час, на день, на неделю, на месяц, многие работают круглосуточно, а некоторые имеют даже душ. В Москве в среднем - 600 руб. за сутки.

    "Первое, что бросается в глаза после расставания с собственной уютной берлогой, - это постоянно сменяющие друг друга незнакомые люди. Ловишь себя на том, что не успеваешь запоминать их имена и лица. А в месте, где все кипит, приходится расстаться с мыслью завести свои порядки. Как ни странно, это беспокоило нас всего неделю, - рассказывает Екатерина Чебан, менеджер по маркетингу продуктов Tesline Service. - Поначалу казалось неудобным то, что рабочее место не фиксировано, если ты не оплатил командный абонемент, позволяющий занять конкретный стол. Но в Generator Hub вечером и по выходным проводятся всевозможные мероприятия, как образовательные, так и игровые. Так что мы убираем ноутбуки в специальные шкафчики после работы. А на следующее утро не все ли равно, за какой стол эти ноутбуки нести? Вопрос хранения документации при постоянном наличии посторонних решили просто. Тащить за собой собственные серверы и папки с бумагами было лишним. Это стало аргументом в пользу облачных хранилищ".

    Независимый финансовый директор Татьяна Сапрыкина очень активно пользуется коворкингами, так как половину рабочего времени проводит на встречах и у клиентов: "Побывала в разных коворкингах Москвы. Нравится, что они имеют свой стиль (Лондон, библиотека, минимализм и т.д.). Удобно, что можно выбрать любое место, не нужно быть привязанной к одному офису. У коворкинга есть преимущество и перед кафе. Во-первых, в кафе не поработаешь 2-3 часа подряд. Во-вторых, в кафе достаточно шумно. В коворкинге тоже можно выпить чай, кофе и все располагает к работе. Интерес к коворкингам растет, меня часто просят порекомендовать хорошие места. Особенно интересуются небольшие компании, которые предпочитают экономить на аренде офисов".

    Базовая оснащенность коворкингов - это рабочее место (компьютер или ноутбук), подключение к Интернету, наличие офисных принадлежностей (принтер, ксерокс, бумага, расходные материалы и т.п.). Дизайн большинства коворкингов - лофт, свободные пространства. "Пользуется большим спросом хорошо оборудованная кухня с посудомойкой, микроволновкой и холодильником. Переговорки, конференц-залы с оборудованием для выступлений также необходимы. Из приятных дополнительных услуг - библиотека с качественной деловой литературой", - говорит Екатерина Гаврилова, основательница рекрутингового агентства DigitalHR.

    При прямой сдаче в аренду коворкинг экономически не очень эффективен. Владелец или арендатор получает много маленьких нестабильных съемщиков. "Основные затраты идут на аренду, косметический ремонт, быстрый Интернет, минимум мебели, офисную технику. Отдельная строка в бюджете - это зарплатный фонд ивент-отдела. Продвижение и усилия, направленные на заполнение коворкинга активностями, могут оказаться самой затратной частью, - отмечает Дмитрий Тимуршин, генеральный директор Freedom Team. - Чтобы коворкинг стал эффективным и рентабельным, нужно уходить в создание федеральной сети или соучаствовать в деятельности резидентов, помогать в продвижении и проектов".

    По словам Клавдии Чистовой, руководителя направления отдела исследований офисной недвижимости CBRE, коворкинг-центры нельзя назвать высокомаржинальным бизнесом. Основная статья расходов приходится на аренду офисного помещения. Если коворкинг площадью около 1 тыс. кв. м открывается в центральном деловом районе в БЦ класса "А" в помещении без отделки, инвестиции в проект могут стартовать от 2 млн долл.

    Эксперты уверены: спрос на коворкинги будет расти, рынок далек от насыщения, а сами пространства разделяться по профилю. Они еще не приобрели всероссийской известности. Сейчас нужно объяснять этот термин не только старшему поколению, но и школьникам, студентам. Пока в России есть малый бизнес и пока компании готовы пользоваться услугами фрилансеров - коворкинги будут жить и расти.

    Поделиться