20.11.2015 20:30
    Поделиться

    В Воронеж привезли дары послов из Ирана

    Скатерти с мужской вышивкой, подаренные иранскими послами, и украшения "амазонок" из Туркестана выставили в воронежском музее имени И. Крамского. Столица Черноземья подтвердила почетное звание культурной столицы СНГ-2015, собрав лучшие произведения народов Содружества из музея Востока (Москва) и музея древней белорусской культуры (Минск).

    Гранаты для невесты

    Москвичи привезли 85 вещей - огромные узорные ковры и покрывала, серьги и подвески, расписную посуду и густо покрытый гравировкой таз для бани. Основная масса изделий была создана в Средней Азии и Закавказье в XIX и начале XX века. Экспонаты подобраны так, чтобы можно было сравнить традиции разных народов.

    Взять, например, вышивку. В Азербайджане это зачастую было мужским делом. Украшать парадные ковры и "посольские скатерти" для подарков VIP-иноземцам женщинам не доверяли. В Армении вышивали, наоборот, представительницы прекрасного пола. В средние века девочки изучали это ремесло в монастырях, позже появились светские школы.

    - В качестве "экзамена" армянкам предлагалось создать рисунок из 15 оттенков одного цвета. На выставке мы показываем женскую куртку, расшитую золотом по синему фону - характерное сочетание для этой страны, - рассказал главный научный сотрудник отдела Кавказа, Средней Азии и Сибири музея Востока Михаил Бронштейн. - Маленьких узбечек сажали вышивать приданое с пяти лет. Каждой давали по полосе ткани, потом их соединяла опытная мастерица, так что рисунок кое-где мог не совпасть. Типичный рисунок - плоды граната, символ плодородия и семейного счастья.

    Туркменки расшивали и без того яркие наряды (из шелка с крупными "размытыми" пятнами) цветными нитками, пускали по краю тесьму и бахрому. Не хуже выглядели и мужские халаты. Покрывала для верблюдов - и те выглядят как шедевры. Свои традиции ткачества и вышивки были в каждом ауле и кишлаке.

    Женщины Средней Азии вплоть до позднего средневековья отнюдь не были "забитыми" созданиями, с ног до головы закутанными в плотную ткань. По словам Михаила Бронштейна, в Туркестане они имели такие же права, как и мужчины, и даже наравне с ними участвовали в сражениях. Неслучайно их ювелирные украшения напоминают воинские доспехи: тяжелые нагрудники как щиты, браслеты - как поручи. Количество серебряных "побрякушек" (считалось, что они защищают от порчи и болезней) зависело от возраста - у девиц на выданье их было больше всего, по мере появления детей мать снимала не или иные подвески, ну а пожилые женщины обходились неприметным кольцом и серьгами.

    Неизвестно, сколько сумок имела в старину восточная модница, но вот в баню (своего рода женский клуб) она ходила с большим "дорожным сундуком". В изящный тазик с крышкой можно было сложить вещи, а в хамаме использовать его для воды. На азербайджанском "сундуке" XIX века, выставленном в Воронеже, в густой сетке линий можно рассмотреть изображение не вполне одетой красавицы.

    Огонь, вода и медный тазик

    Мусульмане в быту не пользовались посудой из драгоценных металлов, зачастую единственное богатство семьи составляла медная утварь. Но какая! Мастера использовали множество интересных техник, сочетая чеканку и гравировку со штамповкой, чернением и инкрустацией. У народов Узбекистана считалось богоугодным изготовление посуды из глины. На выставке есть блюда, украшенные эмалью и росписями, кувшины из красной керамики, необычные чайники и рукомойник. В горном Таджикистане всевозможные сосуды вручную лепили женщины - обходясь без гончарного круга. Детвору тешили свистульками в виде драконов и прочих чудищ - их продавали на базарах ранней весной, во время древнеиранского Нового года (Навруза). Кочевники-киргизы возили с собой хрупкие пиалы в кожаных футлярах, похожих на половники, а металлическую посуду складывали в переметные сумы из войлока или шерсти, густо покрытые вышивкой.

    Один из символов Востока - роскошный ковер. Он служил полом, стеной и мебелью, использовался для уплаты дани, продавался на экспорт. В Воронеже вывешены ковры из Иджевана и Зангезура (крупнейшие ткацкие центры Армении), мешки для вещей из азербайджанской карпетной ткани. Узбекские ковры можно узнать по длинному, толстому и пушистому ворсу. Таджикские - по крупным геометрическим орнаментам. Киргизы сшивали свои ковры из узорных полос ткани, которые первоначально служили для обвязки юрт. Казахи валяли мозаичную кошму ширдак - шерсть нескольких цветов закатывалась в сложные узоры, потом их обшивали по контуру прочной нитью. Карабахские ковры начала прошлого века удивляют забавными сюжетами, персонажи на них почему-то "делают большие глаза".

    - Но самый знаменитый и самый сложный в мире - конечно, туркменский ковер. На квадратный дециметр приходится до семи тысяч узелков! - объяснил Михаил Бронштейн. - Чтобы проверить качество изделия, по нему прогоняли стадо верблюдов. Причем от ударов копыт ворсинки шерсти расщеплялись и становились чем-то вроде призмы, создавая при смене освещения радужные переливы.

    Полцарства за пояс

    Из музея древней белорусской культуры Национальной академии наук РБ для экспозиции отобрали 70 с лишним вещей. Полотенца и "ручники-набожники", черная керамика, покрывала-"выкладанки", церковные облачения и раскрашенные деревянные статуи святых помогают лучше понять историю и быт братьев-славян.

    Иконы из Жировицкого монастыря и сельских церквушек дают представление о сакральной живописи XVII-XIX веков в регионе, где бок о бок жили православные и католики. Композиция здесь, как правило, соответствует византийскому канону, а трактовка образов - западная, реалистическая. На воронежской выставке есть любопытные иконы XVI-XVII столетий. В том числе - чудотворные образы Остробрамской и Белыничской Богоматери.

    Любопытно выглядят традиционные костюмы из разных регионов Беларуси. Головным убором замужним женщинам вплоть до начала ХХ века служило широкое льняное повивало, или повойник, длиной от 2,5 до 4,5 метров.

    - Способов завязывать этот тяжелый, туго накрахмаленный плат было множество, я знаю около полусотни. Бабушки рассказывали, что свободный конец повойника крепили на затылке к деревянной "рогульке", которая пряталась в прическе под сетчатым чепцом, - отметила кандидат искусствоведения Мария Винникова. - В некоторых селах для красоты втыкали разноцветные булавки и вокруг лба - в сложенные в несколько раз полосы ткани.

    Главная же гордость белорусов - шелковые слуцкие пояса, затканные мелкими цветами, с бахромой на концах. Длина их тоже была внушительной - до 4,5 метров. Пояса носила литовская знать, подбирая их по цвету к одежде, как сегодня подбирают галстуки. В траур ткань поворачивали темной стороной вверх, по случаю праздника или дворцового торжества - светлой. При выработке использовали золотую проволоку. Ткань прокатывали между валиками, чтобы устранить неровности. Она получалась гладкой и блестящей - "литой". На слуцкий пояс уходило 400-800 граммов золота. Стоил он, как приличное имение вместе с крестьянами. Такую сумму за год получал кадровый офицер Речи Посполитой.

    Чтобы выставочный проект в Воронеже как можно полнее отразил искусство бывшего советского пространства, местные музейщики дополнили его графикой из своих фондов. На офортах Аллы Кочиеру изображены пейзажи Молдавии, на линогравюрах Людмилы и Владимира Лободы - картины из "Вия", "Сорочинской ярмарки" и "Слова о полку Игореве".

    Выставки "В горах, степи, в пустыне" и "Искусство Беларуси. Путь в веках" можно посетить до 24 января 2016 года. Билет стоит 200 рублей (для льготных категорий - 150). Адрес областного художественного музея имени И. Крамского: Воронеж, проспект Революции, 18. Телефон для справок: (473) 255-38-67.

    Прямая речь

    Михаил Бронштейн, главный научный сотрудник отдела Кавказа, Средней Азии и Сибири Государственного музея Востока (Москва):

    - Необыкновенных раритетов на выставке нет, но некоторые экспонаты стали открытием и для нашего руководства: в Москве их негде показать. Уникальна сама коллекция, которая передает эстетические принципы так называемых "простых людей". Даже при беглом осмотре видно, что они обладали великолепным вкусом, а зачастую были выдающимися мастерами. Большинство изделий создано во второй половине XIX века, когда художественные традиции прошлого еще сохранялись, но шикарных дворцов, мечетей и христианских храмов уже не строили. Ремесленники (гончары, чеканщики, граверы) стали искать себе применение в быту. Их ковры, посуда и вышивки - вершина творчества народов Закавказья.

    Борис Лазуко, директор Музея древней белорусской культуры (Минск):

    - На небольшом пространстве мы постарались отразить многовековое развитие искусства Беларуси. Наш главный вклад в мировую сокровищницу - это, конечно, слуцкие пояса. В Воронеже представлены подлинные образцы XVII века. Их делали из натурального шелка и тончайшей золотой проволоки, сначала пытаясь копировать персидские образцы, а затем - создав свой оригинальный стиль. Технология изготовления поясов была утрачена, и они сохранились лишь в нескольких собраниях России и Европы. Но нам удалось разобраться в тонкостях старинного мастерства. В Слуцке делают точные копии поясов и сувениры с их мотивами.

    Поделиться