18.11.2015 22:00
    Поделиться

    Социологи: Сильнее всего кризис сказался на пенсионерах и фрилансерах

    За десять месяцев доля россиян, которые считают себя малообеспеченными, выросла по сравнению с 2014 годом. Ученые департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ провели замер среди жителей городов с населением в 500 тысяч человек, использовав для анализа самооценку доходов семей.

    Познакомившись с исследованием, директор Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ "Высшая школа экономики" Лилия Овчарова обратила внимание на парадокс: объемы сбережений граждан в банках в 2015 году растут при сокращении доходов. По ее версии, в кризис наметилось формирование элит, открывающих новые банки и производства.

    Доктор наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН Наталья Тихонова увидела в результатах исследования другую тенденцию. Средний класс сократил долги, поджал потребление и начал активно экономить. При этом граждане не сбрасывают сбережения ради поддержания прежнего образа жизни.

    А что касается роста вкладов при падении доходов населения, вклады в банках имеют лишь две трети россиян. По ее мнению, те, которые до сих пор держали сбережения под "подушкой", начинают переводить "неорганизованные деньги" в организованные. Для этого и подались в банки, привлеченные относительно высокими процентными ставками, слухами о реформах, опасениями за то, что их "неорганизованные деньги "сгорят".

    Рост вкладов можно объяснить и абсолютно рациональной экономической стратегией граждан, считающих , что кризис будет носить затяжной характер. Люди стараются по максимуму сэкономить, "новых богатых" нет, резюмирует Тихонова.

    Анализ настроений горожан шел по шкале - от критически бедных ("денег с трудом хватает на питание") до сверхбогатых ("можем купить квартиру или новый дом"). В промежутке оценивались настроения тех, кто "питается хорошо, могут приобрести предметы первой необходимости" и "могут купить новый автомобиль, но не квартиру".

    Как пояснил "РГ" глава департамента, один из авторов исследования Алексей Зубец, такая сравнительная методика позволяет измерить градус общественного напряжения для оценки уровня социальной стабильности в разных точках страны.

    В 2015 году доля тех, кому с трудом хватает денег на питание, выросла до 13 процентов против 10 процентов годом ранее. Те, кому достаточно средств только на предметы первой необходимости, - до 42 процентов против 38 процентов в 2014 году. Таким образом, доля двух наименее обеспеченных социальных групп составила 55 процентов от населения страны. "В кризис индекс социального расслоения снижается, разрыв между богатыми и бедными сокращается, - говорит Алексей Зубец. - Причем сверхбогатые переносят потерю сверхдоходов драматичнее".

    Число людей, готовых покупать люксовые иномарки - "Мерседес" и "Лексус", - снизилось в этом году на треть. При этом в группе малообеспеченных, несмотря на сокращение доходов, на 5-7 процентов увеличилось стремление покупать модели низкобюджетной "Лады".

    Инфографика РГ/Леонид Кулешов/Ангелина Жукова

    Сильнее всего бедность в малообеспеченных группах населения почувствовали неработающие пенсионеры, пожилые люди, безработные, фрилансеры, а также те, кто занят в гостиничном и ресторанном бизнесе, в маркетинге, рекламе, компьютерном сервисе и других видах бытовых услуг. К малообеспеченным теперь себя причисляют, по версии социологов, ученые, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и частных охранных предприятий. А россияне, занятые в добыче и переработке полезных ископаемых, стали одной из немногих социальных групп, сумевших повысить самооценку собственного благосостояния.

    Кемерово - единственный город России с населением более 500 тысяч человек, где число состоятельных жителей не уменьшилось, а, наоборот, увеличилось, хотя и незначительно. Кемерово - сегодня это уголь, а его добыча, по данным Росстата, дала прирост в 2 процента. Уголь идет на экспорт. Остальные сырьевые товары - в минусе, незначительно упала добыча нефти. Сильнее всего - на 11 процентов - провалилось производство цемента, на 9 процентов - других стройматериалов. Соответственно, ухудшилось материальное положение строителей, риелторов, работников, занятых в секторе недвижимости.

    Уверенными в жизни по-прежнему себя чувствуют руководители, владельцы и совладельцы бизнеса, причем как государственных, так и частных компаний. По итогам замеров социологи финуниверситета выявили российские города, жители которых чаще всего сетуют на бедность. Наибольший прирост людей с самой низкой самооценкой собственного благополучия зафиксирован во Владивостоке, Тюмени, Казани, Оренбурге, в Краснодаре. Больше всего ощущающих себя бедными живет в Волгограде, Астрахани, Набережных Челнах, Ярославле.

    К числу городов, в которых отмечен наивысший процент довольных своим имущественным состоянием, относятся Москва, Красноярск, Владивосток, Ростов-на-Дону и Екатеринбург. "Если зарплаты привязаны к доллару, то сотрудники чувствуют себя хорошо", - констатирует Зубец.

    "Для прогнозирования социальной стабильности положения дел в городах важна не столько доля бедных граждан сама по себе, сколько доля малообеспеченных среди молодежи", - продолжает он. Но если сегодня в стране 55 процентов населения относит себя к группе, которой не хватает средств более чем на предметы первой необходимости, то среди молодежи до 30 лет таких меньше - 41 процент. Еще меньше в молодежной среде (5 процентов от общего числа) тех, кому с трудом хватает на питание. Самая большая доля "голодных" молодых людей выявлена в Барнауле, Новосибирске, Пензе, Астрахани и Липецке.

    Наибольшее число пожилых с невысоким доходом живут в Волгограде, Липецке, Оренбурге, Барнауле и Хабаровске. В Волгограде, к примеру, таковыми ощущают себя 80 процентов опрошенных людей за 60 лет.

    По словам Алексея Зубца, надо обратить особенно пристальное внимание на "горячие" точки, там, где растет бедность. "Есть два способа действий поддержать качество социальной среды на "местах". Первый - снижать стоимость жизни для очень бедных, то есть стимулировать продажу продуктов, лекарств, бытовых услуг по социальным ценам, производить местные единовременные выплаты. Второй - повышать уровень доходов населения, создавая комфортные условия для бизнеса, говорит Зубец.

    Поделиться