18.11.2015 18:51
    Поделиться

    Инженеры придумали, как обойтись без жертв при крушении вертолета

    В Ульяновске прошли испытания первой российской авариестойкой топливной системы для вертолетов. Ее главная особенность - гарантия того, что во время жесткой посадки из бака воздушного судна не вытечет горючее. Разработка сможет спасти многие жизни.

    - Когда вертолеты терпят аварии на небольших высотах, люди остаются живы, но при при этом часто из-за разлива топлива возникают пожары. До 70 процентов человеческих жертв в вертолетных катастрофах - итог возгорания топлива, - рассказывает заместитель генерального директора, руководитель Центра проектирования холдинга "Технодинамика" Виктор Николенко. - Чтобы этого избежать, мы в течение двух лет ведем научно-исследовательскую работу по созданию элементов топливной системы. Она включает в себя два больших раздела. Первый - это создание непробиваемого при авариях бака. Второй - создание набора агрегатов, которые дают возможность гарантировать то, что топливо при разрушениях не прольется наружу.

    В России прежде таких разработок не было. А вот зарубежные аналоги есть: по новым европейским стандартам такими системами должны быть оборудованы все транспортно-пассажирские вертолеты. Над отечественной топливной системой трудился большой коллектив - сотрудники "Технодинамики", ульяновского филиала КБ Туполева, а также Саровского инженерного центра (они занимались расчетами).

    - Одной из основных трудностей при работе было создание специального материала для баков. Это, по сути, "пирог" с толщиной стенки всего два миллиметра. Многослойный прорезиненный материал способен держать металлические закладные детали - заливную горловину бака, топливный отстойник, датчики и так далее. Нам нужно было сделать так, чтобы в местах, где происходит взаимодействие ткани с металлом, не нарушалась прочность, - пояснил Николенко. - Отдаленно наш материал напоминает кевлар, но более сложный по структуре: он должен быть не только непробиваемым, но еще и достаточно плотным, устойчивым к деформациям и подвижкам, воздействию металлических частей. В целом, это было очень сложная инженерная задача.

    Испытание в Ульяновске стало четвертым по счету и завершающим, подводящим черту под научно-исследовательской работой. Макет топливной системы (топливные баки и металлическую имитацию части фюзеляжа вертолета Ка-62), весом 500 килограммов, подняли при помощи крана на высоту в 15,2 метра (65 фута, что соответствует требованиям европейской системы безопасности), а затем отпустили. Макет рухнул, перегрузка при ударе о землю составила 20G.

    Итог, при успешном испытании, таков: при падении топливные баки не повреждены, клапаны топливной системы целые, сигнальная жидкость остается в баках. "Топливо" (его изображала вода, подкрашенная зеленкой, чтобы можно было выявить минимальную протечку) даже капельно не должно проникать наружу.

    Так и случилось: система подтвердила свою надежность.

    Впереди - следующий этап: перенесение авариестойкой топливной системы на борт вертолета Ка-62, проведение испытаний и сертификация. Систему можно адаптировать к любой модели вертолета, в том числе, установить ее на уже построенные воздушные суда. По словам Виктора Николенко, интерес к разработке уже проявили и зарубежные компании.

    Поделиться