17.11.2015 00:40
    Поделиться

    В России будут развивать новую систему доставки товаров

    Краудсорсинговая доставка позволяет экономить и продавцу, и покупателю
    Курьерская доставка до дверей покупателя - часто головная боль для владельцев небольших интернет-магазинов. Тратиться на абонемент в курьерском сервисе, а тем более на штат собственных посыльных дорого, но жертвовать сроками и удобством доставки на современном рынке просто нельзя.

    С другой стороны, в мегаполисе полно людей, которые хотели бы подзаработать, но не связывать себя узами контракта с работодателем: пенсионеры, студенты, фрилансеры. Качественные сервисы краудсорсинговой доставки уже появились. Пока их можно пересчитать по пальцам, но, по оценкам экспертов, сегмент ожидает стремительный рост спроса, на сотни процентов в год.

    Недавно на одном из бизнес-форумов Виктор Сюй, президент международной бизнес-группы JD.com (крупнейший китайский онлайн-ретейлер) рассказал аудитории, как устроена система доставки интернет-заказов в мегаполисах Поднебесной, и удивился, почему в России до сих пор приходится ждать курьера часами. По его словам, в пределах городских джунглей постоянно перемещаются миллионы людей, и все они - потенциальные курьеры. Что ж, в России это уже поняли. Горожане давно оценили удобство вызова такси через интернет-приложение, да и сами таксисты не представляют себе работу без Яндекс.Такси, Uber, GetTaxi и других агрегаторов. Пришло время перенести этот опыт на пешеходов.

    Сейчас краудсорсинговые доставки есть почти во всех европейских городах. В Амстердаме создан сервис TringTring, который доставляет продукты на велосипеде за 60 минут. В США стартап Postmates появился в 2011 году, он доставляет в основном еду и напитки. Кстати, в случае с курьерами бизнес-идея не является зарубежным "дженериком", развитие темы краудсорсинга применительно к доставке началось в США и России практически синхронно.

    Принцип работы российских систем, агрегирующих "свободных" курьеров, приблизительно одинаков. Отличия - в способах подачи и продвижения сервисов. И заказчики, и курьеры регистрируются и общаются друг с другом через сайт и мобильные приложения. Зарегистрироваться в качестве курьера и выполнять доставку может любой желающий. Для этого необходимо установить себе приложение сервиса, завести счет для оплаты или использовать свою банковскую карту. Клиент сервиса размещает в системе заявку на доставку, указывает необходимые данные, в том числе и некую стоимость товара (груза). Сразу после создания заказа система рассылает уведомление о появлении задания всем зарегистрированным курьерам через мобильное приложение. И тот человек, кому заказ удобен, кто территориально находится выгоднее, сразу принимает его в работу. Когда курьер берет эту заявку, стоимость товара блокируется на его счете или банковской карте и будет разблокирована только при выполнении заявки.

    "С момента вывоза товара из магазина до момента вручения получателю проходит 1-2 часа. Такая скорость невозможна для классических доставок и тем более для почты. У традиционных курьерских компаний есть несколько ограничений: минимальное количество отправлений в месяц, абонентская плата, необходимость предварительно заключить договор. Чтобы доставить небольшую коробочку или документы, заказчик потратит минимум несколько дней на обмен документами и 10-15 тыс. руб. в качестве предоплаты", - рассказывает Дмитрий Петров, руководитель сервиса "Пешкарики".

    Агрегаторы курьеров работают в Москве и Санкт-Петербурге и уже появляются в других крупных городах. Еще в 2012 году было понятно, что смартфоны перевернут многие индустрии и курьерская доставка - одна из них. "У нашей модели две главные составляющие - курьеры используют смартфоны с геопозиционированием и работают по договорам оказания услуг, получая деньги за каждый заказ, а не зарплату. Такая модель позволяет делать доставки "день в день" внутри города по очень конкурентной цене. Традиционные курьерские службы со штатными курьерами не могут работать с такой же эффективностью, - говорит Михаил Александровский, основатель "Достависта". - Клиенты сервиса - это интернет-магазины, организации и частные лица. За один заказ из двух адресов курьер получает от 240 до 1500 руб. в зависимости от сложности маршрута и выбранных услуг (выкуп товара, вес, оформление документов)".

    Сервисы зарабатывают на комиссиях с доставок. Средний размер комиссии -15-20% от стоимости доставки. Так, "Пешкарики" делает около 4-5 тысяч доставок по Москве и Петербургу ежемесячно (более 8 тысяч зарегистрированных курьеров). У "Достависты" - 50 тысяч заказов, выполняемых 3000 курьеров, у Bringo - 25 тысяч доставок (более 45 тысяч зарегистрированных курьеров). "Увидеть все популярные приложения и почитать отзывы о них можно на PlayМаркет и в AppStore, - отмечает Алексей Оськин, директор департамента доставки компании "ПЭК". - Основной минус для клиента-заказчика заключается в том, что его заявку курьер может не взять. Подобные ситуации возникают по разным причинам. Сами сервисы умеют такими рисками управлять, вопрос лишь в том, насколько правильно они это могут делать. Популярным станет тот сервис, у которого будет большее количество курьеров. Ну а сами курьеры регистрируются и работают там, где есть большее количество заказов и наиболее привлекательные возможности для заработка".

    Вход в бизнес недорогой. За 1,5-3 млн рублей можно сделать работающий прототип подобной системы. "Основных затрат потребуют разработка и внедрение программного обеспечения, устройство серверной части, мобильные приложения, телефония, вопросы отказоустойчивости и защиты, - рассказывает Дмитрий Петров. - В безубытке мы оказались уже на второй месяц работы, а с третьего и далее в уверенной прибыли. Если бы мы были традиционной доставкой, подобное было бы невозможно. Каждый месяц количество доставок в системе увеличивается приблизительно на 20%. Сейчас, когда впереди новогодние праздники, мы предполагаем, что количество доставок увеличится минимум на 100%".

    На начало 2015 года емкость рынка экспресс-доставок составляла 55,6 млрд рублей, цифра свидетельствует о том, что отрасль в целом очень далека от насыщения и будет прогрессировать независимо от региональных экономических пертурбаций. "На данном этапе сложно, и с каждым днем становится все сложнее и дороже, войти в бизнес краудсорсинговой доставки "с нуля", - говорит Марк Капчиц, основатель Bringo. - Две основные задачи, которые всегда актуальны, - привлечение плюс удержание свободных исполнителей, а также привлечение и удержание новых клиентов.

    Парадоксально, но с клиентами все проще. И частные заказчики, и компании хотят разумную альтернативу вечно опаздывающим курьерам, безответственности и маргинальности исполнителей, ведущей к утерям и кражам. Привлечение исполнителей является одной из основных статей расходов и амбициозной задачей".

    Даниил Ткачев, генеральный директор BGMT Systems, пользовался сервисами "случайных" курьеров. По его словам, качество посыльных в "общественных доставочных" хуже, чем у компаний, которые предоставляют курьерские услуги: "Под качеством курьеров я понимаю и внешний вид, и умение общаться. Те интернет-магазины, которым надо просто доставить товар из точки "А" в точку "Б", закрывают глаза на такую проблему. А те, кто продает дорогие товары, или там, где предполагаются дополнительные продажи, выбирают либо специальные компании, либо растят своих курьеров. С развитием интернет-торговли на рынке появился жесточайший дефицит курьеров. Особенно в ноябре-декабре, в пик продаж. В этот момент службы курьеров-фрилансеров, конечно, спасают. Очень важно, когда у таких служб есть страховка курьера и товара. Собственно, для нас это и является определяющим моментом при выборе того или иного доставщика".

    Российский краудсорсинг распространяется уже и за границу. Теперь каждый турист, возвращающийся из Америки или Европы, может заработать, прихватив с собой заказ совершенно незнакомого человека. "Я постоянно путешествую и однажды утопил свой телефон в море, а купить новый было дорого, плюс модели на местном рынке меня не устраивали. Я спросил друзей в Facebook, кто летит из России, и уже через пару дней пил кофе со старой подругой, которая привезла мне телефон из Москвы. Так родилась идея создать свой сервис", - рассказывает Глеб Каплун, сооснователь компании Passenger.me. Путешественники могут легко заработать от 30 до 300 долларов или евро с одного заказа. Вся связь через платформу сервиса, путешественник выкупает товар за свои деньги и заинтересован в вознаграждении, поэтому бережно к нему относится.

    Поделиться