15.11.2015 18:11

Астрономы нашли планету с самыми мощными ветрами

На планете HD 189733b, "газовом гиганте" в созвездии Лисички, дуют ветра со скоростью 2 километра в секунду - это в 20 раз быстрее, чем самый сильный зафиксированный на земле ветер и в 7 раз больше скорости звука. К такому выводу пришли астрофизики из британского университета Уорвика, сообщает пресс-слуужба университета. Полностью результаты исследования опубликованы в научном журнале Astrophysical Journal Letters.

Ученым впервые удалось составить "карту погоды" на экзопланете (то есть находящейся за пределами Солнечной системы). Исследуя небесное тело с двух сторон с помощью высокоточного спектрографа HARPS, ученые установили, что по направлению с дневной стороны планеты к ночной дует ветер скоростью 5400 миль в час (8688,6 км/ч). О том, что на экзопланетах дуют ветра, было известно давно, но до сих пор не удавалось точно измерить их скорость, пояснил ведущий астрофизик университета Уорвика Том Лоуден.

Данные были собраны в обсерватории Ла-Силья в Чили с помощью спектрографа HARPS, установленного на 3,6-метровом телескопе.

Как отмечается на сайте университета, планета HD 189733b - самая изученная из класса экзопланет, известных как "горячие юпитеры", то есть газовых гигантов, расположенных очень близко к родительской звезде. По размеру HD 189733b на 10% больше Юпитера, но находится в 180 раз ближе к своей звезде, чем Юпитер к Солнцу, и в 30 раз ближе, чем Земля.

Температура на поверхности HD 189733b составляет около 1200 градусов Цельсия. Планета вращается вокруг оранжевого "карлика", расположенного на расстоянии около 63 световых лет от Земли. Дневная сторона планеты имеет ярко-голубой оттенок из за облаков силикатных частиц в атмосфере.