12.11.2015 08:07
    Поделиться

    В Башкирии дошколят научат вести семейный бюджет

    Многие современные школьники Башкирии уже умеют писать бизнес-планы, дают оценку идеям Карла Маркса и знают, как правильно вести семейный бюджет даже лучше, чем их родители. Это не вундеркинды, а рядовые ученики школ - участников сетевой инновационной республиканской образовательной площадки по формированию финансовой грамотности. В ближайшем будущем навыкам правильного обращения с деньгами станут учить даже детсадовцев.

    - За последний год у нас расширилось число школ-участников инновационной площадки с 10 до 15. Дети стали активнее участвовать, чаще побеждать во всероссийских олимпиадах и конференциях и даже публиковать свои статьи. Но нельзя на этом останавливаться, ведь подрастающее поколение учит и своих родителей, поэтому нужно прививать навыки грамотного поведения на финансовом рынке как можно раньше и ввести спецкурс в детских садах. Сегодня у нас есть такой проект, - рассказывает председатель башкирского регионального отделения "ФинПотребСоюза" Елена Ситдикова.

    Экономия не по-детски

    Важность обучения детей финансовой грамотности уже никто не оспаривает. Остается лишь удивляться тому, к каким выводам и результатам ребята приходят, осваивая этот предмет. Так, по словам Елены Ситдиковой, на прошлогодней всероссийской научно-практической конференции "От финансовой грамотности к финансовой стабильности" больше всего организаторов удивил доклад школьницы, которая за девять месяцев сумела накопить деньги на покупку планшета.

    - Девочка отказалась ради своей цели не только от лишних покупок, но и от дня рождения, попросив родителей отдать ей сумму, запланированную на проведение праздника. Также она устроилась на подработку, мыла полы. В итоге добилась своей цели. И все этапы подробно расписала в своем докладе, включая и не всегда адекватную реакцию взрослых на ее поведение, - поделилась Елена Ситдикова.

    В этом году на второй всероссийской конференции темы были не менее интересными, чем в прошлом, а качество докладов существенно повысилось. Так, ученица уфимского лицея N60 Арина Шабалина выступила с докладом о применимости идей Карла Маркса в современном финансовом мире. Девочка рассказала о нескольких сбывшихся предсказаниях знаменитого критика капитализма, одно из которых - возникновение мнимых потребностей.

    - Маркс предупреждал: в период капитализма ненужным товарам будут приписывать высокую ценность. Вот и сегодня, приобретая IPhone последней модели, мы не задумываемся, чем он лучше прошлогоднего? Вполне рабочие телефоны оказываются на помойке, - отметила Арина.

    Ученица Татарской гимназии с отделением искусств Белебея Чулпан Арсланова поделилась с участниками конференции, как правильно вести личное финансовое планирование. Девушка предлагает записывать цели и все, даже самые незначительные, расходы, не тратить зарплату в первый день, откладывать часть доходов в банк и отдавать пять-десять процентов на благотворительность.

    Анастасия Цынарева из благовещенской гимназии N1 рассказала, как в их в школе организована работа по повышению финансовой грамотности многодетных семей. Старшеклассники информируют их о том, на какие льготы могут рассчитывать и как правильно ими воспользоваться.

    Все эти примеры говорят об одном: дети со школьной скамьи начинают понимать, что наличие денег не означает умение их тратить, и передают эти знания своим родителям и окружающим.

    Сказка ложь, да в ней - намек

    В действительности же уроки финансовой грамотности содержатся не только в учебниках, но и в обыкновенных сказках. К такому любопытному выводу пришла ученица уфимского лицея N123 Диана Мусина. Она доказала на примерах литературных произведений для самых маленьких, что сказки - это финансовая азбука для детей. Действительно, Буратино с его стремлением быстро, легко и много заработать напоминает жертв финансовых пирамид, которые верят в чудеса, отдают свои деньги мошенникам, надеясь получить несусветные богатства.

    Либо взять сказку о "Курочке Рябе", которая учит ценить то, что мы получаем ежедневно и не ждать "золотого яичка". "Али-Баба и 40 разбойников" дает детям понимание: не стоит жадничать и пытаться заполучить все золото, иначе можно заплатить своей жизнью, как это произошло с братом главного героя.

    Но, несмотря на то что сказки передаются из поколения в поколение, не все взрослые усвоили прописанные там уроки. Ряд экспертов считает: пора писать новые сказки, которые бы более доступно объясняли детям, а возможно, и родителям, как правильно себя вести на финансовом рынке. Так, заместитель председателя башкирского отделения "ФинПотребСоюза" Елена Ковлясова в рамках школы молодого политика подготовила проект "Путешествие Пухли и его друзей в страну финансов". Это 32-часовая программа для дошкольников, созданная на основе сказки в сочетании с пословицами, загадками и наглядными пособиями.

    - Проект состоит из тематических блоков, посвященных таким понятиям, как товар, потребности, семейный бюджет и деньги. В доступной форме дошколята усваивают, что такое монета и банкнота, как работают банки и как правильно распоряжаться деньгами, - рассказывает Елена Ковлясова.

    Уроки в ближайшем будущем опробуют в подготовительных группах детских садов, а затем "ФинПотребСоюз" планирует распространить этот опыт по остальным дошкольным учреждениям региона.

    Ставка на малышей

    Учитель экономики чишминской школы N1 Венера Субханкулова справедливо считает: проблемы в российской экономике связаны, прежде всего, и с безграмотностью населения.

    - Однажды я стала свидетелем, как семилетний мальчик делился своими мечтами. Он сказал, что станет водителем автобуса, заработает много денег и, как Скрудж Макдак из американского мультфильма, будет купаться в своих золотых монетах. Явный признак измененного сознания, воздействия иностранных мультфильмов, которые вбивают подобные идеи в голову детей. Представляете себе, каково это фактически - нырять в металлические монеты? - говорит Венера Субханкулова.

    Именно потому, что личность человека формируется в детстве, важно начинать прививать финансовую грамотность малышам, считает председатель башкирского регионального отделения "ФинПотребСоюза" Елена Ситдикова.

    - Участница нашей конференции Диана Мусина провела опрос среди первоклассников и выяснила: свыше 60 процентов из них готовы слушать финансовые сказки. А вот большинство родителей, по их словам, никогда не акцентировали внимание своих детей на денежной подоплеке. Они считают, что в первом классе обучать детей даже азам финансовой грамотности рано. В общем, малыши готовы к знаниям, а мы, взрослые, не совсем. Нужно менять отношение к образованию. И делать это через дошкольников. Может, они смогут донести до своих родителей, как важно правильно распределять свои доходы? - подчеркнула Елена Ситдикова.

    Компетентно

    Марат Кашапов, управляющий отделением Национального банка по РБ Уральского главного управления Центрального банка РФ:

    - Можно знать многое об экономике, быть эрудитом и даже неплохим финансистом, но в то же время остаться финансово неграмотным. Опросы достигших успеха успешных людей показывают: большинство из них не знают, сколько у них денег на счетах и в кошельке, не представляют, куда вложить средства, тогда как это один из важных признаков правильного и осознанного отношения к деньгам.

    Поделиться