10.11.2015 00:43
    Поделиться

    Федеральная налоговая служба расширила список офшорных зон

    Федеральная налоговая служба увеличивает список офшорных зон. 27 октября его пополнили такие страны, как Великобритания, Швейцария, Австрия. Таким образом, общий список ФСН теперь включает в себя 119 стран и 18 территорий.

    Реализуя Послание президента Федеральному Собранию, законодатели активно занялись вопросами деофшоризации экономики. Среди основных мер по деофшоризации можно отметить следующие. Во-первых, появилась обязанность уведомлять налоговые органы об участии в иностранных компаниях и о контроле над ними. Во-вторых, если прибыль контролируемой иностранной компании не выплачивается в виде дивидендов в Россию, то сегодня такая прибыль признается доходом российского контролирующего лица и облагается российским налогом. Кроме этого иностранные компании, управляемые из России, могут быть признаны российскими налоговыми резидентами, в этом случае такие компании будут обязаны уплачивать российские налоги на общих основаниях. В результате использование иностранных компаний становится для российских предпринимателей все менее выгодным, более рискованным и дорогим. Возникает вопрос выхода из офшоров с наименьшими негативными последствиями. Какими способами это можно сделать? Насколько эти способы подходят для компаний, находящихся в офшоре? И приведут ли они в итоге к успешной деофшоризации?

    Первый способ - ликвидация иностранной компании, контролируемой российским лицом. По общим правилам при ликвидации российской компании налоговые последствия возникают, если стоимость имущества, полученного от ликвидированной организации, превышает стоимость вклада акционера в ее капитал. Разница между полученным имуществом и вкладом акционера облагается налогом на прибыль и НДС. Если акционер является физическим лицом, то имущество, полученное им при ликвидации, облагается НДФЛ в полном размере, без уменьшения на стоимость его вклада.

    Для ликвидации контролируемых иностранных компаний предусмотрены специальные правила. Первое заключается в том, что все имущество, полученное акционером (российской компанией) от ликвидируемой организации, не облагается налогом на прибыль, независимо от размера вклада в капитал ликвидируемой компании. Второе - имущество, полученное акционером (физическим лицом) от ликвидируемой компании, не облагается НДФЛ независимо от размера вклада в капитал ликвидируемой компании. Специальные правила действуют до 1 января 2017 года. Тем самым законодатели побуждают предпринимателей не медлить с ликвидацией иностранных компаний. Стоит обратить внимание на тот факт, что денежные средства, полученные акционером (физическим лицом) от ликвидируемой иностранной компании, облагаются НДФЛ. Вероятно, это исключение сделано для того, чтобы физические лица не могли получать дивиденды в безналоговом режиме. Однако ничто не препятствует приобретению иностранной компанией высоколиквидных ценных бумаг и дальнейшей передачи их акционеру при ликвидации вместо денежных средств. Таким образом, у акционеров остаются возможности для правомерного получения выгоды.

    Для ликвидации контролируемых иностранных компаний предусмотрены специальные правила

    Возможные проблемы с ликвидацией иностранных компаний могут заключаться в том, что акционеру необходимо документально подтвердить стоимость имущества, полученного при ликвидации. Она определяется по данным учета ликвидируемой организации. Акционер заинтересован в этом, поскольку затем он сможет уменьшить налогооблагаемый доход от перепродажи имущества на его стоимость.

    Одна из особенностей классических офшоров - крайне простые и сокращенные правила ведения бухгалтерского учета. В некоторых случаях нет обязанности по ведению учета. В связи с этим возможны сложности с подтверждением стоимости имущества, полученного при ликвидации. Кроме того, нет ясности по требованиям, которые российские налоговые органы будут предъявлять к документам иностранной компании, подтверждающим стоимость ликвидационного имущества. Указанные проблемы могут существенно затруднить выход из офшоров посредством их ликвидации.

    Второй способ выйти из офшора - это передача имущества от номинального владельца, например управляющего трастом, к фактическому владельцу. При этом операции по передаче имущества его номинальным владельцем фактическому освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

    К сожалению, этот способ вызывает больше вопросов, чем ответов. К примеру, обязательно ли подавать в налоговые органы специальную декларацию для освобождения полученного имущества от налогообложения? Должно ли полученное имущество указываться в специальной декларации для его освобождения от налогообложения? Планируется ли урегулировать порядок применения освобождения в налоговом законодательстве? Либо освобождение будет предоставляться исключительно на основании норм указанного закона? Распространяется ли освобождение на все случаи номинального владения, например, если номинальный директор иностранной компании по указанию номинального акционера этой компании выплатит фактическому российскому акционеру всю нераспределенную прибыль? Будет ли такой доход российского акционера освобожден от налогообложения? Без ясных ответов на эти вопросы лишь самые отчаянные предприниматели будут готовы выходить из офшоров данным способом.

    Удобные способы выхода из офшоров - одна из важнейших частей деофшоризации. Существующие способы, конечно, необходимы, но одних только этих вариантов явно недостаточно. К примеру, не предусмотрено специальных правил на случаи выхода из офшоров посредством продажи акций иностранной компании иностранному покупателю, посредством выхода российского акционера из компании. Доход, полученный российскими акционерами при таких способах выхода, будет облагаться налогами на общих основаниях. Ограничение количества возможных способов выхода из офшоров ставит под вопрос успех деофшоризации, которая требует оперативного законодательного решения.

    Поделиться