09.11.2015 17:45
    Поделиться

    Режиссер Евтеева экранизирует "сверхповесть" Велимира Хлебникова "Ка"

    Фильмом "Творения, или 4 Ка Велимира Хлебникова" петербургский режиссер Ирина Евтеева ("Маленькие трагедии", "Демон", "Клоун") отметит 130-летие русского авангардиста, которого Маяковский назвал "Колумбом новых поэтических материалов". Это будет попытка экранизировать его странные творения, передать виртуозность и притягательную силу его "жонглирования словами". В основе фильма - "сверхповесть" Хлебникова "Ка", написанная ровно сто лет назад - в 1915 году.

    По египетской мифологии Ка - жизненная сила, существующая отдельно от своего "господина". Это уже не сами люди, а как бы их материализованные души. С одной стороны, "Творения..." - история о том, как древнеегипетский фараон Эхнатон передает главному герою, Поэту, свое Ка. С другой - это история любви Лейли и Медлума, героев поэмы Хлебникова.

    Как всегда в замыслах Ирины Евтеевой, игровое начало в картине сочетается с техникой анимации, а реальные биографические факты - с фантазией. Хотя формально действие относится ко временам Первой мировой войны, герои произведений Хлебникова не связаны с конкретной эпохой и определенным пространством - поэтому вместе с ними зрители будущей картины окажутся то в Древнем Египте, то в Сирии, а ее лирический герой подвержен кармическим перевоплощениям. Как признается продюсер фильма Андрей Сигле (студия Proline Film), его всегда привлекали и творчество Хлебникова и его эпоха: "Он основоположник русского футуризма, его творениями зачитывался Даниил Хармс. Фантасмагоричный мир героев Хлебникова абсолютно точно отражает внутренние поиски автора".

    Велимир Хлебников считал: человек рожден, чтобы открывать новые миры, - напоминает Ирина Евтеева. "Он придумал свой мир, свой "птичий язык", без него не было бы таких поэтов, как Маяковский или Пастернак. Его стихотворения часто называют странными и заумными, но в них можно разглядеть множество очень любопытных, красивейших образов. Мне показалось, что техника, в которой я работаю, позволит объемно и ярко воплотить их на большом экране".

    Техника, о которой говорит Евтеева, - ее уникальная авторская разработка: игру актера снимает обычная камера, а затем изображение проецируется на стекло, где уже вручную - светом, цветом, линией или пятном - обрабатывается каждый кадр, преображаясь согласно замыслу художника в движущуюся живопись. Такой же метод применялся при съемках недавнего фильма Ирины Евтеевой "Арвентур" по мотивам Александра Грина - на Московском кинофестивале 2015 года он был награжден "Серебряным Георгием".

    "Это будет история о взаимоотношениях художника и власти, о соотношении времени и пространства, о сочетании краски и слова", - обещает пресс-релиз фильма. В роли Хлебникова - Владимир Кошевой ("Арвентур", "Преступление и наказание", "Брут"). "Я хочу попробовать сократить дистанцию между современным зрителем-читателем и творчеством Хлебникова, пробудить интерес к его стихам, - говорит актер. - Показать его не "заумцем", не юродивым от литературы, а живым, страдающим человеком, прошедшим через все бедствия своего времени".

    Как всегда в фильмах Евтеевой, большую роль в новой картине должна сыграть музыка - ее пишет Андрей Сигле, давно работающий с Ириной Евтеевой и как продюсер и как кинокомпозитор. "Музыке Евтеева отводит особое место, - говорит он. - Она звучит практически беспрерывно, то затихая, то вновь рождаясь из молчания. Будущий фильм - смесь эпох, стран, реальностей, и передо мной как композитором стоит увлекательная задача".

    Поделиться