05.11.2015 19:42
    Поделиться

    Строители Южного Урала займутся цифровым моделированием

    Южный Урал станет пилотным регионом по внедрению новых строительных технологий
    Южный Урал выбран в качестве экспериментальной площадки для масштабного  внедрения в строительной отрасли технологий информационного моделирования. Накануне в Минстрой РФ поступило около двух десятков проектов со всей страны, четверть из них представили южноуральские разработчики. В плюсах и минусах строительных новаций разбирался корреспондент "РГ".

    Зачем строить дорого?

    Информационное моделирование (BIM, Building Information Model) - это новый подход к возведению, оснащению, управлению жизненным циклом здания, при котором строительный объект проектируется фактически как единое целое. Переход на BIM-технологии в европейских странах начался более 20 лет назад. В России до недавнего времени только обсуждалась возможность их применения. Однако дефицит свободных денег и стремление застройщиков снизить расходы подогрели интерес.

    - Сегодня мы переходим от разговоров о BIM-технологиях к их внедрению, - говорит директор департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя РФ Андрей Белюченко. - На федеральном уровне утверждена "дорожная карта" по информационному моделированию в строительстве, в которую включены лучшие проекты России. Челябинская область в числе передовиков, поэтому именно этот регион решено сделать пилотным для внедрения новаций.

    По его словам, государством предусмотрен поэтапный переход на технологии информационного моделирования. С 2017 года в планах сформировать госзаказ на возведение социальных объектов с использованием таких методов. В результате удастся расширить сферу применения новаций (пока они в основном практикуются при возведении элитных жилых домов и крупных промышленных объектов). Среди причин осознанного сужения рынка - дороговизна и низкая доступность проектов, разрабатываемых с применением BIM-технологий. Поэтому к ним прибегает весьма узкий круг строителей - в основном те, кто уверен, что объекты недвижимости удастся реализовать по ценам выше среднерыночных.

    При этом удорожание в основном происходит на этапе проектирования, так как в дальнейшем применение BIM-технологий, наоборот, позволяет застройщикам в два раза снизить затраты на возведение каркаса здания и вдвое сократить сроки выполнения работ.

    Все это в дальнейшем не может не отразиться на себестоимости квадратного метра: по подсчетам специалистов, в целом реализация инвестпроекта "под ключ" с использованием новых технологий становится дешевле на 25-30 процентов.

    - Технологии информационного моделирования позволяют не только представить объект в 3D-проекции, спектр возможностей гораздо шире - от комплексного учета всех инженерных систем, выстраивания эффективной ценовой политики до интеграции проекта с конкретной торговой площадкой и подбором нужных стройматериалов, - поясняет Андрей  Белюченко.

    В настоящее время федеральное министерство формирует нормативно-правовую базу для широкого применения BIM-технологий, которые призваны заменить прежние малоэффективные методы работы.

    Каркас по фен-шуй

    Сегодня на Южном Урале в стадии завершения несколько объектов недвижимости, которые проектировались с применением BIM-технологий. Но уже в ближайшее время таких строений станет значительно больше. Для этого в регионе наладили выпуск соответствующей продукции.

    На Челябинском заводе железобетонных изделий № 1в 2014-2015 годах обновили оборудование на 200 с лишним миллионов рублей, установив в цехах итальянские, немецкие, голландские и бельгийские технологические линии и машины. Сегодня здесь производят железобетонные плиты перекрытий длиной до 30 метров и несущие балки свыше 40 метров (одни из самых длинных в России). Применение BIM-технологий позволило наладить выпуск полукруглых конструкций наружных стен, что дает возможность строить многоэтажные дома вообще без углов. Не исключено, что уже к 2020 году, когда Южный Урал станет площадкой для проведения саммита стран ШОС, такие затейливые здания будут радовать жителей и гостей города.

    По словам гендиректора завода Александра Зейферта, на предприятии полностью модернизирована технологическая линия подачи бетонной смеси. Прежняя доставляла рабочим немало хлопот: стоило отлучиться на обед, как раствор успевал "схватиться", после чего до конца рабочего дня его приходилось отколачивать. Теперь процесс вообще ведется с ювелирной точностью, что позволяет упростить и ускорить строительный процесс.

    Как пояснил Александр Зейферт, в основе производства уникальных колонн, имеющих собственный монолитный фундамент, также лежат BIM-технологии. Такие колонны применяются при сборке каркаса нового автокомплекса в Челябинске, который не будет иметь привычного фундамента: оказывается, можно обойтись и без него. На хрупкие с виду колонны рабочие уже водрузили несколько 22-метровых железобетонных двускатных плит-покрытий, которые призваны заменить привычную кровлю. После чего каркас обвесят наружными стеновыми панелями - просто и легко, как детский конструктор, однако в основе - сложнейшие расчеты проектировщиков, использующих технологии информационного моделирования.

    - Вопросам безопасности при возведении таких объектов уделяется повышенное внимание, - рассказывает Александр Зейферт. - Но сегодня вполне реально перекрывать цельными конструкциями пролеты до 30 метров, более того, в работе проект с перекрытием свыше 50 метров. К слову, в Казани в этом году пробуют перекрыть пролет длиной 72 метра! Раньше это было невозможно, но в связи с совершенствованием технологий и новыми видами продукции стало вполне реально.

    На заводе ЖБИ сейчас изготавливают строительные конструкции для арены московского стадиона "Динамо" к ЧМ-2018. Как оказалось, закупить их на Южном Урале дешевле, нежели на подмосковных предприятиях. И это несмотря на транспортное плечо в две тысячи километров.

    - Данный контракт, скорее, исключение из правил, ведь доставлять так далеко крупногабаритную продукцию малорентабельно, слишком велики расходы на перевозку, - говорит Александр Зейферт. - Поэтому основным рынком сбыта мы считаем уральские регионы.

    По единым правилам

    Развитие технологий требует разработки и принятия единых строительных норм в странах ЕАЭС. Эту тему в очередной раз подняли на международной конференции, прошедшей на днях в Челябинске.

    - Еще в 1994 году предпринималась попытка разработать единый техрегламент в строительстве, но он оказался недолговечен и через пару лет утратил актуальность. Сегодня речь идет о выходе на принципиально новый уровень сотрудничества: предлагается принять единый документ для пяти стран ЕАЭС, - говорит директор республиканского унитарного предприятия "Стройтехнорм" из Беларуси Игорь Лишай.

    Созданием универсальной версии техрегламента, которая аккумулирует лучший опыт стран ЕАЭС, занимаются специалисты Минстроя РФ в тесном контакте с коллегами из братских республик. Именно к техрегламенту предстоит постепенно "привязать" национальные документы - СНИПы, ГОСТы, нормативы, своды правил и т.п.

    Кстати, в Беларуси до сих пор в строительной отрасли действуют СНИПы еще советского образца, что, однако, не помешало строителям республики одними из первых перейти на еврокоды. При этом в спорных моментах белорусские застройщики по-прежнему продолжают ориентироваться на национальные либо российские нормы и правила: они, как известно, более жесткие, поэтому гарантируют безопасность и долговечность эксплуатации зданий.

    Комментарий

    Александр Воробьев, председатель правления СРО "Союз строительных компаний Урала и Сибири":

    - Необходимо ускорить процесс принятия единого техрегламента в строительстве на территории стран ЕАЭС, чтобы строители могли общаться на одном, всем понятном языке. Это позволит использовать преимущества и достижения каждой из стран для выхода всей отрасли на новый уровень развития. В свое время на строительстве Астаны было задействовано много южноуральских компаний, челябинский металл и арматура направлялись туда вагонами. Сегодня, в свою очередь, мы готовы перенимать опыт городов, где ранее проводили саммиты стран ШОС, чтобы преобразить областной центр Южного Урала к 2020 году. В планах - возведение многих масштабных объектов: нового аэропорта, вместительных отелей и спорткомплексов.

    Поделиться