05.11.2015 11:54
    Поделиться

    На Дону началось строительство церквей с ремесленными школами

    Впервые поднята тема, которая раньше публично не обсуждалась, - воцерковление казаков. Об этом говорили атаманы со всей России и зарубежья на Всемирном казачьем конгрессе в Новочеркасске, в котором впервые принял участие глава Русской православной церкви. Патриарх Кирилл отметил, что преемственность казачьей культуры и жизни во многом утеряна. Удастся ли ее вернуть? Об этом шла речь на деловом завтраке в "РГ" с главой Донской митрополии митрополитом Меркурием.

    Символ притяжения

    Владыка, почему вопросы веры сегодня так актуальны в казачьей среде?

    Митрополит Меркурий: Можно восстановить казачью культуру, но, чтобы возродить казачий дух, потребуются даже не десятилетия.

    Духовное возрождение казачества невозможно без двух составляющих: казак без веры - не казак, и любви к отечеству, признания государством казачества как силы, способной нести государеву службу.

    Об этом говорил Святейший Патриарх Кирилл, делая конкретные замечания в адрес казаков, атаманов и духовенства. Поднимались серьезные вопросы о духовно-нравственной составляющей казачьего образования, которая далека от того, к чему нужно стремиться.

    Патриарх освятил Новочеркасский Вознесенский собор после реставрации. "Жемчужину Дона" возродили в первозданной красе?

    Митрополит Меркурий: Новочеркасский собор закладывался, когда ни храма Христа Спасителя, ни Исаакиевского собора еще не существовало. Даже советские власти придавали этому памятнику большое значение, не посягнув его разрушить. Но храм долгие годы ветшал изнутри.

    Там разместили ремонтные мастерские, что привело к размораживанию системы отопления собора, его подвалы двенадцатиметровой высотой наполовину заполнились водой. Отрицательные температуры и влажность привели к осыпанию масляных фресок.

    В советский период сильно пострадал мраморный иконостас, он был залит отработанными маслами и впитал их. Только с использованием самых современных реставрационных технологий его удалось очистить. Процесс был длительным, как и вся реставрация живописи собора.

    Кроме настенных изображений удалось воссоздать достойные надгробья в нижнем храме по типу надгробий в усыпальнице российских императоров в Петропавловском соборе, из белого мрамора с фризами со знаками воинской славы для гробниц героев Дона и атамана Платова и монограммой Христа на гробнице архиепископа Иоанна (Доброзракова).

    Но собор полностью не восстановлен. Почему новочеркасский храм называют вторым солнцем Дона? 78 крупных чешских обработанных хрусталей были изначально в основании его креста, поэтому, когда вставало солнце, храмовый купол переливался. Сохранился только один такой хрусталь. Не восстановлены 12 паникадил (кроме двух с половиной, остальные утеряны), замечательные оконные витражи, нижний храм усыпальницы. Когда реставраторы размывали его стены, выяснилось, что он был расписан как верхний, хотя ни в одном историческом источнике об этом не говорится.

    Необходимо привести в порядок знаменитую соборную площадь из булыжника, это не только забота церкви и федеральных властей, но и местных. А когда федералы и муниципалы что-то делят, объект, как правило, становится бесхозным. Вопрос надо серьезно решать.

    Планируется ли открыть для туристов, едущих в Новочеркасск специально, чтобы увидеть главный храм мирового казачества, доселе закрытые помещения собора?

    Митрополит Меркурий: Храм должен обязательно работать как музей. Туристам разрешат посещать его нижнюю часть с усыпальницей. Безусловно, нужно открыть для посетителей и комнаты за царским балконом, на стенах которых изображены основные события, связанные с историей казачества, - около 500 метров. Грешно, что пока такую красоту видят лишь единицы.

    Подворье без частушек

    Второй по значимости после патриаршего собора культовый туристический объект Дона - станица Старочеркасская с ее монастырем, атаманским дворцом и церквями. Но многие старинные здания здесь сильно обветшали. Будут ли они восстановлены?

    Митрополит Меркурий: Станицу нельзя рассматривать как набор архитектурных или культурных фрагментов. Она уникальна сама по себе, об этом говорил еще Михаил Александрович Шолохов. Ни храмы, ни Певческое поле, ни жилые строения нельзя рассматривать порознь. Необходимо восстановить станицу такой, какой она была, это не значит, что станичников нужно загнать в курени с печным отоплением. Но стилизация под старину должна быть.

    Градообразующими "града" Черкасска, как раньше называлась станица, являются объекты религиозного значения.

    Но когда некоторые представители казачества заявляют, что они против того, чтобы на территории монастыря перестали проводить фольклорные праздники, не звучал баян и не пели частушки, задаешься вопросом, казаки ли это. Это снова на тему о взаимосвязи веры и казачьего духа.

    У всей территории должен быть один хозяин, по закону это церковь. Сохранилось прошение от семьи Ефремовых в Святейший синод с просьбой принять их владения и основать в них монастырь для вдов казаков, на которое был получен положительный ответ. Кстати, сам дворец атамана Ефремова, в котором сейчас музей, был домом игуменьи. Те, кто утверждает обратное, лгут, неправда и то, что церковь закроет музей.

    В будущем году начнется реставрация основного станичного храма Воскресенского собора и его колокольни, которая почти сто лет молчала. Знаете, почему в Великую Отечественную войну враг, который был в Старочеркасской, не разграбил храм? Потому что он был без окон и куполов, в нем жили голуби. Иконостас XVII - XVIII веков был так загажен птичьим пометом, что немцы не обратили на него внимания. Впоследствии благодаря позиции Шолохова поселение было спасено именно как станица. В свое время там родился известный русский поэт Николай Туроверов, был крещен Михаил Платов.

    Привет из России

    Церковь подчас обвиняют в коммерциализации таинств: дорого креститься, венчаться, иногда в церковных лавках торгуют даже... конфетами. По-вашему, это нормально?

    Митрополит Меркурий: Храмы не могут существовать лишь на выручку от свечей. А по поводу конфет расскажу одну историю из моей жизни. Когда я служил священником в Америке, было тяжело. Американская демократия - сказка для бедных. Там есть замечательный лозунг: ваша свобода заканчивается там, где начинается моя свобода, но если затронуты интересы государства, на свободу наплевать, в том числе вероисповедания. Приведу простой пример. Чтобы пройти крестным ходом в день святой Пасхи вокруг собора, нам нужно было за полгода (!) уведомить полицию о планируемом событии с указанием числа участников. Пренебречь этим значило оказаться за решеткой.

    В Америке я часто вспоминал родину, Псково-Печерский монастырь и своего духовного наставника Иоанна Крестьянкина. Как-то на душе стало совсем уныло и я подумал: вот бы сейчас поговорить с ним, отлегло бы от сердца. Проходит день-другой, стук в дверь - за порогом моя знакомая, только что приехавшая из России. "Владыка, привезла вам от батюшки привет. Он тут кое-что передал". И достает небольшую книжечку о Псково-Печерском монастыре, альбом с фотографиями и маленькую шоколадку с надписью: "Слава Богу за все!". Скажите, это коммерция или духовное утешение? Если торговать в церкви конфетами "Мишка на Севере", наверно, здесь мало для души, но если дать ребенку шоколадку с изображением храма или памятника, - это уже какое-то образование и духовное воспитание.

    Ключевой вопрос

    Есть ли необходимость строить новые храмы?

    Митрополит Меркурий: Они строятся, но небольшие, на 100 - 300 человек. Это храмы, говоря современным языком, шаговой доступности. При некоторых из них есть школы, где детей обучают ремеслам. В больших церквях верующих меньше не становится, а главное, меняется отношение к вере. Если раньше священники были рады тому, что в храм просто кто-то пришел, к примеру, ребенка крестить, то сегодня требуется, чтобы крестные родители знали перед таинством крещения основы вероисповедания. Изменилось, если можно так сказать, качество веры.

    Поделиться