03.11.2015 00:40
    Поделиться

    В России выросла популярность складов хранения личных вещей

    Растет популярность складов хранения личных вещей
    Оценивая размер балкона своей потенциальной квартиры, среднестатистический житель нашей страны думает в первую очередь о том, сколько там поместится велосипедов, коробок со старыми книгами, инвентаря для зимних видов спорта и других предметов не первой необходимости. Мы все еще используем балконы как кладовки и при этом восхищаемся умением европейцев использовать каждый сантиметр своих лоджий для отдыха.

    Но сфера услуг развивается, и сегодня растет рынок сладов для хранения личных вещей. Такими боксами пользуются и физические лица, и бизнес. Сегодня в Москве уже около 12 крупных игроков Self-storage, ежегодно появляется 2-3 новых оператора. Эксперты оценивают емкость только столичного рынка в не менее чем 100 операторов.

    Индивидуальное хранение стало развиваться в США в начале 1960-х годов. Американцы мобильны и часто меняют место жительства при смене работы. В 60-х годах происходила крупная перестройка экономики, предприятия закрывались в одних городах и открывались в других. Люди переезжали, оставляя на время переезда вещи на складах временного хранения. Услуга осталась востребованной в мегаполисах Америки и Европы. Сегодня около 975 складов Self-storage в Великобритании, около 380 - во Франции и более 200 - в Испании. В США более 50 тысяч складов.

    Сама услуга выглядит как предоставление индивидуальной кладовки (бокса или контейнера), в которых арендатор хранит свои вещи. Кладовка находится на охраняемой территории, но закрывается самим арендатором на свой замок или с помощью пин-кода. Никто не знает, что арендатор хранит там. Конечно, он подписывает договор, где указан перечень запрещенного к хранению на складе. Если арендатор "забросит" свою кладовку, то после определенных процедур (попыток связаться с ним, судебного решения) имущество выставляется на торги. Вырученная сумма идет на покрытие расходов владельцев склада. Есть даже несколько реалити-шоу на эту тему, иностранных, конечно.

    Существует два типа хранения: уличное в контейнерах и теплое - в изолированных боксах в капитальных строениях. "Теплые склады дают максимально комфортные условия хранения - здесь тепло, поддерживается постоянная температура, а в некоторых случаях даже чисто и сухо, при условии, что в здания не могут заезжать автомобили и разгрузка вещей производится на улице. На склад вещи попадают на тележках, и это позволяет избежать грязи, влажности при попадании влаги с колес", - рассказывает Оксана Телегина, генеральный директор "Складовки".

    Правильный склад обеспечивает полную безопасность хранимого имущества, сохранность потребительских свойств: вещам не угрожает конденсат от перепада температуры, грызуны, так как на складах не хранятся продукты, утрата вследствие пожара, так как хранение быстровоспламеняющихся материалов также запрещено. Именно поэтому в закрытых боксах нельзя хранить мототехнику.

    По словам Натальи Мацневой, операционного директора "КИХ "Хоумсклад", на таких складах хранят практически все, что не удобно хранить в квартире, загородном доме и т.д. Однако существуют ограничения - это небольшой список запрещенных к хранению предметов: животные и растения (объекты флоры и фауны); оружие и боеприпасы; продукты питания и скоропортящиеся товары; взрывоопасные, огнеопасные, радиоактивные, наркотические и токсичные вещества; предметы, которые выделяют сильные пары и запахи, свойства которых исключают их возможность нахождения в помещении.

    "В России услуга индивидуального хранения стала развиваться с 2009 года, - рассказывает Дмитрий Виноградов, управляющий компанией "ЧипСклад". - Постепенно жители мегаполисов перестают хранить старые вещи на балконах и в общих коридорах и начинают арендовать боксы индивидуального хранения. В Москве стоимость хранения во многом зависит от месторасположения склада и категории складского здания. В среднем - от 1200 рублей за квадратный метр в месяц. Также стоит учитывать объем. Например, у некоторых компаний высота потолка 2 метра, у некоторых - 3,3 метра. Некоторые могут предоставить бокс именно объемом 1 кубометр. Конкуренция в бизнесе очень выросла за последние три года".

    "Семейный размер" - бокс 2 кв. м - может удовлетворить среднестатистический запрос и разместить велосипед, два стеллажа с коробками домашних вещей, лыжи, комплект шин. Чтобы вывезти все вещи из квартиры площадью 60 кв. м, освободить ее для капитального ремонта, нужен бокс в 6-7 кв. м. Чем больше срок аренды и размер бокса, тем ниже цена.

    По словам Оксаны Телегиной, ее самые необычные клиенты - это управляющий загородным домом (он пользуется боксом как сейфом, чтобы взять ценные вещи, по его словам, именно там, куда он их положил, так как в доме работает много персонала и за всеми не уследить). Еще - художник, который хранит работы и рамы, владелец коллекции вин, владелица коллекции шуб, молодая семья с двумя детьми в Мытищах, которая живет в однушке рядом со складом и реально пользуется боксом как шкафом для хранения одежды между сезонами.

    В России, как и в мире, у Self-storage среди клиентов больше физических лиц. Приблизительно 75% клиентов - граждане, 25% - это юридические лица. Портрет потребителя услуги - люди от 25 до 40 лет. Хотя в последнее время складами стали пользоваться и люди пенсионного возраста, добавляет Дмитрий Виноградов. Активно начинают использовать личные боксы интернет-магазины в стадии развития, когда уже необходимо иметь запас товара для продаж и он уже не помещается в квартире, а денег на свой склад и офис еще нет.

    Войти в бизнес "хранения" не так сложно, но нужны серьезные инвестиции. "Никаких специальных разрешений, лицензий не требуется. Есть два варианта: открыть объект на арендованной площади или в собственном здании. Первый вариант потребует не менее 40 млн рублей инвестиций. Речь идет о среднем объекте, около 3 тысяч кв. метров, с полноценной системой сигнализации, видеонаблюдения и правильной организацией системы хранения, - говорит Александр Старков, генеральный директор Центра хранения "ИН БОКС".- Собственное здание для склада - это дополнительные инвестиции от 80 млн рублей. Основная сложность - правильная локация помещения. Как ни крути, центры хранения - это складской ретейл. Это не просто склад, который можно разместить где угодно. Должен быть стабильный клиентский поток, рядом должны находиться торговые центры, офисы, другие объекты инфраструктуры. И наконец, наша бизнес-модель построена на этажности. Открывать объект в 1-2 этажа просто нерентабельно, 3-5 этажей - это рабочая история. И подходящих зданий в Москве крайне ограниченное количество".

    Дополнительные расходы возникнут в процессе запуска услуги для обеспечения качественного клиентского сервиса и привлечения клиентов. "В этом сложность - привлечь клиентов в условиях низкой осведомленности об услуге и удержать клиентов безупречным сервисом. На строительстве складского комплекса проблемы не заканчиваются, а, скорее, только начинаются, так как нужно обеспечить темп заполнения склада", - дополняет Павел Матвеев, основатель компании "Складовка".

    Рынок индивидуального хранения только начал формироваться в России. Поэтому игроки сейчас говорят даже не о конкуренции, а о том, что нужно объединиться и популяризировать услугу. Сегодня чем больше объектов будет на рынке, тем ближе они будут находиться к клиенту. А значит, будет расти спрос.

    "Мы рассматриваем похожие сервисы не как конкурентов, а как партнеров, которые помогают нести услугу в массы, формировать рынок, - говорит Илья Гутман, глава MyCell. - По нашим оценкам, к 2025 году рынок индивидуального хранения может достигнуть 15 млрд рублей ежегодного оборота. Цифры, конечно, амбициозные, но мы здесь для того, чтобы делать большое дело. Наша общая задача (всех игроков на этом рынке), чтобы индивидуальное хранение стало образом жизни, а не просто модной западной фишкой".

    Спрос на услуги индивидуального хранения в последние полгода стабилен, не было серьезного падения, но и не было сильного всплеска активности клиентов. Все-таки кризисные явления затронули и этот сегмент экономики. По словам Александра Старкова, чувствуется, что люди стали аккуратнее относиться к расходам: "У нас очень много клиентов, которые пользуются услугой во время ремонта. Люди начинают экономить, кто-то сокращает расходы на ремонт и сопутствующие траты, кто-то вообще откладывает ремонт. Кроме того, малый и микробизнес чувствуют себя не очень хорошо. Заметен отток маленьких интернет-магазинов, продавцов одежды, продавцов мелкой бытовой техники. С другой стороны, мы отмечаем приток клиентов в лице крупных юридических лиц, которые сворачивают офисы и привозят к нам на хранение мебель, оргтехнику. Спрос был компенсирован, провалов не было".

    Поделиться