02.11.2015 21:18
    Поделиться

    В Госдуме решат судьбу венков вдоль дорог

    Предлагается запретить устанавливать памятные знаки на местах автокатастроф
    Госдума намерена в ближайшее время рассмотреть законопроект, запрещающий устанавливать на дорогах "предметы похоронного назначения". Они появляются там, где случились трагедии. Каждый из нас видел такой венок на обочине или руль, прикрепленный к дереву.

    Как относиться к таким знакам? Остановиться и вздохнуть, подумав о вечном? Пройти мимо? Поморщиться, посчитав неуместным? Сейчас каждый решает сам, что подсказывает ему сердце.

    Люди до сих пор ездят на место гибели Виктора Цоя, где установлен мемориал. Правда, сейчас это уже за границей. Там, где разбился Валерий Харламов, тоже стоит мемориал. "Волгу", которой управляла жена великого хоккеиста, вынесло на встречную полосу. Прямо под грузовик. А сколько на дорогах памятных мест, где погибли безвестные, но кому-то очень дорогие люди, вряд ли можно сосчитать. Но они есть, их много, и слезы там не высыхают. Что с этим делать?

    Законодательное собрание Еврейской автономной области предложило решить вопрос в принципе - запретить установку похоронных принадлежностей, обрядовой атрибутики, намогильных сооружений на дорогах и рядом с ними. Два года назад оно внесло в Госдуму соответствующий проект поправок в закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Сейчас документ включен в календарь рассмотрения вопросов на 10 ноября.

    Противники венков на дорогах утверждают, что места скорби нередко становятся причиной аварий. Например, недавно в Астраханской области управление "Астраханьавтодор" обратилось к населению с призывом не размещать посторонние предметы на обочине проезжей части автомобильных дорог, а гражданам, которые уже установили ритуальную символику, демонтировать ее и найти альтернативный вариант памяти погибших. Как объяснили в управлении, венки, памятники, тумбы и т.п. создают угрозу безопасности дорожного движения, отвлекая внимание водителей. Поэтому дорожники заявили, что по распоряжению местных властей начнут демонтаж объектов ритуальной символики.

    Пару лет назад депутат Госдумы Валерий Селезнев выступил с инициативой штрафовать на полторы тысячи рублей за установку похоронной атрибутики в границах придорожных полос автомобильных дорог. "Напоминание о смерти заставляет тяжело задумываться, погружаться в свои мысли, что недопустимо во время езды за рулем, так как вождение требует максимального внимания и концентрации. Как следствие - возникают все новые причины для аварий", говорилось в пояснительной записке.

    Бесспорно, продолжал инициатор проекта, важно помнить о тех близких, что ушли из жизни. "Однако делать это надо в специально отведенных местах: там люди ставят памятники, украшают их цветами и приходят помянуть родных. Недопустимо превращать дороги в кладбища".

    Дорожные службы и сегодня могут убрать посторонние предметы, установленные на дороге и обочине

    Тем не менее законодатели посчитали, что специального запрета и наказание за установку памятных знаков не нужно. Законопроект был отклонен. Инициативу Законодательного собрания Еврейской автономной области также предлагается отклонить. Как сказано в заключении профильного комитета, закон и сегодня запрещает устанавливать в границах полосы отвода автомобильной дороги объекты, не предназначенные для обслуживания дорожного движения. Проще говоря - посторонние предметы. И если они там есть, их можно убрать, правовой проблемы тут нет. Другое дело, если что-то стоит за пределами обочины.

    Заместитель начальника главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин в беседе с корреспондентом "РГ" сказал, что если памятные знаки стоят на дороге или близко на обочине, то они мешают движению и, конечно, должны быть убраны. Если же находятся вне полосы отвода для дороги, то никакой помехи не представляют. Вопрос, надо ли в таком случае размещать венки, могильные знаки, скорее моральный.

    - История с памятными знаками вдоль дорог, во-первых, не является специфической российской проблемой, во-вторых, на наш взгляд, не требует решения на законодательном уровне, - считает адвокат Михаил Ильин. - Подобные придорожные "мемориалы" встречаются и в южной Европе, и в Латинской Америке и, по крайней мере, непримиримой борьбы с ними не ведется. В Париже, например, есть памятный знак на месте гибели принцессы Дианы.

    По словам эксперта, и за границей, и в России, если подобные сооружения находятся в полосе отвода дороги, то организация, чьей заботе вверено содержание этой полосы, может просто убрать такое сооружение, мотивируя это поддержанием чистоты и порядка.Соответственно, чтобы мотивировать эксплуатационные службы убирать самодельные памятники, нет необходимости вносить изменение в закон, достаточно было бы дополнить подзаконные акты в сфере содержания дорог положением о необходимости регулярной уборки от любых самовольно установленных сооружений. Сооружение же, созданное вне полосы отвода дороги, может ликвидировать собственник земельного участка.

    - Получить разрешение на установку подобного мемориала практически не представляется возможным, ни в полосе отвода дороги, ни вне ее, - говорит Михаил Ильин. - Поэтому смысла в подобном нововведении, на мой взгляд, немного.

    К тому же формулировки проекта неоднозначны: запрещается установление "похоронных принадлежностей, обрядовой атрибутики и намогильных сооружений". При этом ни закон о погребении и похоронном деле, ни иные акты таких определений не дают. Будет ли считаться намогильным сооружением рулевое колесо или госномер, прибитые на дереве на месте аварии? Можно ли возложить на месте аварии цветы? Естественно, можно. А вот венок, в соответствии с законопроектом, уже можно отнести к "похоронным принадлежностям".

    - Не до конца ясна цель, которую преследуют авторы законопроекта: едва ли ликвидация памятных придорожных знаков избавит водителей и пассажиров от тягостных мыслей в дороге, - говорит эксперт. - С другой стороны, придорожную полосу надо поддерживать в чистом и опрятном виде и без принятия специальных законов на счет самовольных памятников.

    Поделиться