26.10.2015 10:24
    Поделиться

    Как вклад вернуть, что не был застрахован?

    Какой порядок возврата не застрахованного в добровольном порядке вклада из банка, у которого отозвана лицензия, предусмотрен для юридических лиц, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Сергей Широков и Алексей Александров.

    Вклад юридического лица в банк не был застрахован в добровольном порядке. Каковы способы возврата вкладов юридического лица (ТСЖ) со счета в банке при отзыве лицензии у последнего (возможно ли вернуть, в какие сроки и в каком объеме)?

    Прежде всего отметим, что обязательное страхование вкладов, гарантирующее выплату вкладчику определенной денежной суммы в случае наступления страховых случаев, к которым относится и отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций, предусмотрено только для вкладов физических лиц, за исключением вкладов, указанных в ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (п. 2 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 8, ст. 9, ст. 11 этого Закона). Страхование вкладов юридических лиц может осуществляться лишь в добровольном порядке.

    Поскольку отзыв у банка лицензии влечет за собой его ликвидацию (ст. 23.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-I)), то требования юридического лица как вкладчика этого банка могут быть предъявлены только в процессе ликвидации банка. При этом ст. 23.1 Закона N 395-I предусматривает, что ликвидация банка может проходить как без применения процедур банкротства, так и путем ликвидации его в рамках указанных процедур, если на момент отзыва лицензии у банка имелись признаки несостоятельности (банкротства) или наличие этих признаков было установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией после дня отзыва у кредитной организации лицензии.

    В любом случае ликвидация кредитной организации осуществляется в порядке и в соответствии с процедурами, которые предусмотрены параграфом 4.1 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) для конкурсного производства, с особенностями, установленными Законом N 395-I (ст. 23.4 указанного Закона).

    Так, не позднее дня, следующего за днем отзыва лицензии, Банк России назначает временную администрацию банка (п. 2 ст. 189.26 Закона N 127-ФЗ), одной из обязанностей которой является установление всех кредиторов банка и размеров их требований по денежным обязательствам (пп. 6 п. 1 ст. 189.31 Закона N 127-ФЗ).

    Для установления кредиторов банка и размера их требований временная администрация по управлению кредитной организацией вправе осуществлять учет требований кредиторов в реестре требований кредиторов (п. 10 ст. 189.32 Закона N 127-ФЗ).

    Кредиторы банка вправе предъявить свои требования к нему в любой момент в период деятельности временной администрации по управлению этим банком (п. 12 ст. 189.32 Закона N 127-ФЗ). При предъявлении таких требований кредитор - юридическое лицо обязано указать наряду с существом предъявляемых требований сведения о себе, в том числе наименование, место нахождения (для юридического лица), а также банковские реквизиты (при их наличии).

    К данному требованию должны быть приложены вступившие в законную силу решения суда, арбитражного суда, определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда или иных судебных актов, а также иные подлинные документы либо их надлежащим образом заверенные копии, подтверждающие обоснованность предъявляемого требования (п. 14 ст. 189.32 Закона N 127-ФЗ). При этом предъявленное кредитором требование по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета может быть внесено временной администрацией по управлению банком в реестр требований кредиторов в размере остатка денежных средств на счете, причитающихся кредитору, на основании сведений, имеющихся в банке (п. 16 ст. 189.32 Закона N 127-ФЗ).

    Временная администрация по управлению банком рассматривает предъявленное требование и по результатам рассмотрения не позднее 30 рабочих дней со дня получения этого требования вносит его в реестр требований кредиторов при обоснованности предъявленного требования (п. 15 ст. 189.32 Закона N 127-ФЗ). В тот же срок временная администрация уведомляет соответствующего кредитора о включении его требования в реестр требований кредиторов, либо об отказе в таком включении в указанный реестр, либо о включении в этот реестр требования в неполном объеме.

    Реестр требований кредиторов банка, составленный временной администрацией, а также опись не рассмотренных ею требований кредиторов передаются конкурсному управляющему или ликвидатору кредитной организации (п. 21 ст. 189.32 Закона N 127-ФЗ).

    Ликвидатор или конкурсный управляющий, назначаемый в том случае, если банк признан несостоятельным (банкротом), продолжает вести реестр требований кредиторов (ст. 23.2 Закона N 395-I, пп. 6 п. 3 ст. 189.78 Закона N 127-ФЗ). Срок заявления указанных требований определяется ликвидатором или конкурсным управляющим и должен составлять не менее 60 дней с момента опубликования сообщения о принятии решения о ликвидации банка или о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства (обратите внимание: как следует из п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 20 Закона N 395-I, проценты на вклады перестают начисляться в день отзыва у банка лицензии, а вложения в иностранной валюте будут конвертированы в рубли по курсу Банка России, который был установлен на дату отзыва указанной лицензии).

    Ликвидатор или конкурсный управляющий рассматривают предъявленное в ходе конкурсного производства требование кредитора и по результатам его рассмотрения не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня получения такого требования вносят его в реестр требований кредиторов в случае обоснованности предъявленного требования (п. 4 ст. 189.85 Закона N 127-ФЗ). В тот же срок конкурсный управляющий уведомляет соответствующего кредитора о включении его требования в реестр требований кредиторов, или об отказе в таком включении в указанный реестр, или о включении в этот реестр требования в неполном объеме. В случае внесения требования кредитора в реестр требований кредиторов в соответствующем уведомлении, направляемом кредитору, указываются сведения о размере и составе его требования к кредитной организации, а также об очередности его удовлетворения.

    Удовлетворение требований кредиторов банка, включенных в реестр, производится в порядке очередности, установленной Законом N 127-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных параграфом 4.1 главы IX этого Закона (п. 1 ст. 189.92 Закона N 127-ФЗ, ст. 23.4 Закона N 395-I). Исходя из положений данной статьи, можно сделать вывод, что удовлетворение требований кредиторов - юридических лиц осуществляется после удовлетворения внеочередных требований, а также требований кредиторов первой, второй и третьей очередей, требований кредиторов, обеспеченных залогом, названных в п.п. 2, 3, 4, 6 ст. 189.92 Закона N 127-ФЗ.

    Напомним, что требования кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущих очередей, а при нехватке конкурсной массы для соответствующей очереди - пропорционально заявленным требованиям (п.п. 2 и 3 ст. 142 Закона N 127-ФЗ).

    Ознакомиться с текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, не затратив много времени на самостоятельный анализ, Вам поможет система ГАРАНТ.

     

    На правах рекламы

    Поделиться