22.10.2015 20:30
    Поделиться

    Художники встали на защиту родины русских лаков Федоскино

    На защиту легендарных окрестностей Федоскино встали художники и министерство культуры Московской области
    Родину русских лаков, известное на весь мир Федоскино, застраивают коттеджами на продажу. Леса, поля и перелески, которые двести лет писали художники на знаменитых лаковых шкатулках - уничтожают. Здешний процесс застройки подмосковных земель отличается от похожих тем, что он идет не на простой территории. Федоскинский народный промысел - особо охраняемая зона ландшафта. Но последние годы показали - здешняя зона оказалась не очень-то особой, да и практически не охраняемой.

    Федоскино и его окрестности - законом признанный объект культурного наследия - отдельные чиновники и коммерсанты пересчитали на сотки и рубли, оказалось крайне выгодно: всего 20 километров от Москвы, на берегу тихой реки Уча, рядом с Никольской церковью позапрошлого века, чистый лес и ровные поля. Самое место, чтобы освоить земли, на которых более двухсот лет создается знаменитая федоскинская лаковая миниатюра.

    Кисть против бульдозера

    Ярко-желтое полотнище с красными ,буквами видно издалека. Это объявление. Оно гласит, что там, за углом деревенского дома, идет строительство коттеджей, но идет оно незаконно. Периодически кто-то срывает яркие объявления, но их вешают снова и снова. Местные жители стараются теперь растянуть такие полотнища на своих домах, чтобы злоумышленники не дотянулись. Кто конкретно срывает, неизвестно, кто снова и снова вешает плакаты, не скрываются - это местные художники, создатели федоскинского чуда.

    Дмитрий Викторович Рогатов - потомственный художник Федоскинского народного промысла, член Союза художников России. Он более 40 лет посвятил Федоскинской лаковой миниатюре и о том, что творится, говорит с болью:

    - Окрестности промысла всегда удивляли и радовали своей естественной красотой, сама природа вдохновляла художников на создание произведений в станковой и миниатюрной живописи. Для студентов художественного училища это необходимые натурные зарисовки, этюды, композиционные находки, которые будут переложены на лаковые шкатулки.

    Промысел - один из главнейших центров духовного развития человека, сохранения традиций в лаковой живописи, в отношениях между людьми. Связь поколений, передача профессионального и жизненного опыта от старших к младшим. Для того и была создана охранная зона вокруг нашего промысла.

    И вдруг какому-то дяде приглянулись эти красоты, и он, наплевав на законы, на людей, на то, что это достояние и гордость всей России, поставил забор. Присвоил себе лес, поля, перелески, рощи, речку. Строит типовые, уродливые коттеджи и распродает их вместе с нашей землей направо и налево.

    220 лет жил и развивался промысел на радость людям. Теперь этот живой уголок природы Подмосковья обнесен железным забором. Художники здесь только мешаются! Не нужны стали народные таланты? По-моему, это чудовищная провокация, направленная на планомерное уничтожение культурного наследия России. Тот, кто этого не понимает, просто враг своего народа.

    Грузовики с номерами далеких от столицы регионов равнодушно проезжают мимо желтых объявлений и скрываются за высоченным глухим забором с охраной. За ним растет целый город из трех сотен коттеджей, и ими уже успешно торгуют.

    На примере знаменитого Федоскино можно написать и издать ценное в определенных кругах пособие, о том, как заполучить в собственность заповедные земли и отдать их под строительство коттеджей.

    Были сельские, стали - дачные

    В далеком 1987 году решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского советов народных депутатов были утверждены зоны охраны ландшафта Федоскинского народного промысла. Режим такой зоны охраны ландшафта запрещает возведение построек. Сеять и пахать - пожалуйста, а рубить и застраивать - нельзя.

    Уже в наше время в 2002 году появился Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

    В нем написано, что зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации вокруг этих самых памятников истории и культуры республиканского и местного значения, относятся к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.

    В советское время в Федоскино был большой совхоз, которому принадлежали окрестные земли. Поля здесь пахали и собирали урожай до 2010 года.

    И тут возникла некая фирма "СПЕКТР". Местный совхоз в уставной капитал этой фирмы внес участок площадью 42 гектара. Это был самый лакомый кусок из охраняемых здешних земель. Следует заметить, что такое "внесение" в уставной капитал - стандартный способ рейдеров для переброски земельных активов.

    Дело в том, что при подобной операции не нужно уведомлять минимущество Московской области об отчуждении земель сельхозназначения.

    В 2009 году, прямо под самый Новый год, главой Мытищинского района Виктором Азоровым вдруг назначаются публичные слушания. Тема слушаний - изменение вида разрешенного использования здешней земли. На эти публичные слушания смогли прийти только два человека, которые были против застройки. Но в протоколе публичных слушаний мнение местных вписать, должно быть случайно, забыли. Судя по этому протоколу, застройщик запланировал построить полторы сотни домов. Вскоре вышло постановление главы местной администрации, изменяющее вид разрешенного использования с сельхозпроизводства под дачное использование фирмы "СПЕКТР".

    Граждане пожаловались прокурорам на нарушение при проведении публичных слушаний: их провели в рабочее время и под самый Новый год.

    Но главное нарушение - по закону "О садоводческих дачных и прочих объединениях" коммерческое предприятие не может быть субъектом дачной деятельности, так как дачником может быть только физическое лицо. Соответственно, вся процедура по изменения вида разрешенного использования - незаконна.

    После многочисленных жалоб местных жителей вмешалась районная прокуратура, и свое постановление главе пришлось отменить.

    Однако история с заповедными землями на этом не закончилась.

    Надзор устал

    Летом 2010 года фирма "СПЕКТР" продает все 42 гектара физическому лицу - гражданину по фамилии Заец. Счастливый покупатель очень удачно приобрел 42 гектара прекрасной подмосковной земли за 1,95 миллиона рублей.

    Михаил Заец для местных чиновников человек не с улицы - он когда-то был коллегой по работе главы Мытищинского района Виктора Азарова. Оба в прежние годы работали на Мытищинском машиностроительном заводе, переименованном в 2002 году в Метровагонмаш.

    Как только Заец купил десятки гектаров подмосковной охраняемой земли за смешные деньги, администрация Мытищинского района вновь принимает решение об изменении вида разрешенного использования - переводит охранную землю в территорию для дачного строительства. Причина? У земли - новый собственник.

    Реакция надзорного ведомства не заставила себя долго ждать. После жалоб местных жителей прокуратура Мытищ выносит повторный протест на постановление администрации. Но глава района пишет прокурору, что отменить постановления не может "в связи с тем, что сведения внесены в кадастр и постановления исполнены".

    Глава района "устранил" нарушения так. Совет депутатов Федоскинского сельского поселения включил "земли ландшафта в земли населенного пункта Семенищево". ". Выходит, по мнению чиновника, если вместо дачи на земле построить дом, то это ландшафт не нарушит

    Следом за главой района, Совет депутатов района утвердил генеральный план поселения, где охранный ландшафт уже отведен под застройку.

    Надзорное ведомство посчитало, что чиновники победили. Прокуроры отправили местным жителям письмо со стандартной фразой, что "мер для принятия прокурорского реагирования не имеется".

    И с этого момента прокуратура Мытищ больше федоскинской многострадальной землей не занималась.

    Хотя соседи мытищинских прокуроров - прокуратура Сергиево-Посада в аналогичной ситуации боролась до конца, защищая особо охраняемые земли Радонежа, и победила. Правоту Сергиево-Посадской прокуратуры позже подтвердил своим решением Верховный суд РФ.

    Если закон не сдается...

    Так 42 гектара охранных земель стали частной территорией гражданина Заеца. Гектары разделены на 250 участков. Но и этого застройщику показалось маловато. При межевании участков были прихвачены земли лесного фонда.

    Этот факт был подтвержден Комитетом лесного хозяйства Московской области. Но что характерно - никаких телодвижений по привлечению к уголовной ответственности граждан за махинации с реестром и незаконную вырубку не было.

    Ведь кроме "расширения" границ в лес, есть основания полагать, что из кадастра куда-то исчезли записи о зоне охраны ландшафта. Дело в том, что в выписках по участкам счастливого собственника гектаров таких записей нет, а у простого гражданина, получившего в 2006 году смежный участок под садоводство, запись в кадастре о зоне охраны ландшафта есть.

    Местные жители объяснили это просто. В июне 2013 года два участка Заеца по 25 соток поменяли собственника. Им стал некий Игорь Михайлович, работник аппарата Росреестра. Смена собственника случилась еще до начала продаж.

    Недавно в Сети появился сайт продаж будущего поселка. В ответ уже министерство культуры Московской области вынесло предписание Заецу и первоначальному генподрядчику о приостановке всех строительных работ на участке в 42 гектара. Предписание было проигнорировано. Вместо этого начали возводить первые дома.

    Тогда министерство культуры Московской области обратилось в суд и попросило привлечь главу районной администрации к административной ответственности за незаконный перевод охраняемой земли.

    Мытищинский суд дважды отказывался привлекать главного местного чиновника к административной ответственности. Эти решения Мособлсуд дважды отменял, считая отказы "необоснованными". Но в итоге был вынужден сам прекратить производство за истечением срока давности. В этих делах срок давности - один год. Интересно, что судебное заседание по иску минкультуры "по чистой случайности" было назначено ровно через год и один день, после конца этого срока.

    Несговорчивость и настойчивость министерства культуры области в итоге привели к тому, что один из застройщиков сам обратился в Московский областной суд с иском к министерству.

    В иске была просьба признать недействительным постановление исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского советов народных депутатов о создании зоны охраны Федоскинского народного промысла в 1987 году.

    Подобного иска на судейских просторах нашей родины еще не было.

    Московский областной суд отказал застройщику и объяснил - решение 1987 года соответствует как законодательству, действовавшему в СССР, так и действующему в настоящее время.

    Сейчас министерство культуры области отправило гражданину Заецу предписание о сносе шести уже построенных домов, офиса продаж и потребовало убрать дорожные плиты с зоны охраны ландшафта.

    А еще министерство подало иск в Мытищинский суд о сносе всего настроенного и приведении участка в первоначальный вид.

    Суд в Мытищах начнется на днях.

    Справка "РГ"

    В 1795 году купец второй гильдии Петр Коробов построил в селе Данилкове небольшую фабрику. Делали там из папье-маше козырьки и табакерки. Потом ассортимент вырос - появились шкатулки, коробочки для вееров, кошельки, пасхальные яйца. Помогали нашим на фабрике немецкие мастера.

    В 1818 году фабрика перешла к зятю Петра Коробова, Петру Лукутину. У купца первой гильдии Петра Лукутина в Москве был особняк на Тверской, а торговал он в Гостином дворе. Лукутин собственно и сделал лаковую миниатюру народным достоянием и стал побеждать на различных международных выставках. Царь разрешил купцу клеймить свои изделия двуглавым орлом.

    Петр Лукутин открыл в Федоскине рисовальную школу. Оплачивал здешним художникам учебу в Строгановском училище, выдавал им одежду, керосин.

    Его сын писал эскизы к шкатулкам, а внук был известным меценатом, соучредителем МХАТа.

    По отношению к федоскинскому промыслу советская власть так же, как и царская, отнеслась с уважением.

    В 1931 году в Федоскине открыли профессионально-техническую школу. Здешняя артель не закрывалась ни в годы революции, ни в Гражданскую войну. Во время Великой Отечественной вышло специальное постановление Совнаркома - отзывать с фронта художников и лучших преподавателей, чтобы артель работала.

    В 70-е годы в Федоскино построили новое, семиэтажное здание фабрики, где трудилось более 300 художников. Их изделия шли на экспорт в десятки стран - в Европу, Японию, Латинскую Америку, США. В 80-е годы федоскинскую шкатулку купить в СССР можно было за валюту лишь в магазинах для иностранцев "Интурист" и в "Березке".

    Одну шкатулку делают шесть-семь человек. Из белорусского картона вручную изготавливается форма, варится в масле, лакируется, шпаклюется, грунтуется, расписывается и покрывается лаком. Сама шкатулка - это 24 слоя лакокрасочных покрытий, включая три живописных. Работа над ней в разных цехах занимает шесть месяцев.

    Кстати

    Лаковые шкатулки с тончайшей уникальной росписью стоят дорого и как российское национальное достояние их дарят самым важным людям - иностранным президентам, премьерам и королям. Федоскинские миниатюры - символ отечественного искусства. Такую шкатулку с изображением Успенского собора Троице-Сергиевой лавры получил из рук президента на день рождения Патриарх Кирилл. Шкатулка с тончайше выписанным храмом Христа Спасителя была подарена руководством нашей страны на свадьбу принца Уильяма и Кейт Миддлтон. Папе Римскому руководитель нашего государства так же вручил шкатулку из Федоскино. Ежегодно только Подарочный фонд президента РФ заказывает больше тысячи федоскинских шкатулок.

    Поделиться