21.10.2015 19:17
    Поделиться

    В Петербурге поставили "Сельскую честь" без прикрас и "занавесочек"

    В театре "Санкт-Петербургъ опера" поставили оперу  "Сельская честь". Примечательно, что самой юной актрисе спектакля еще нет и трех лет. Премьера состоится 24 и 25 октября. Эта опера Пьетро Масканьи - одно из самых известных произведений веризма (художественного направления в итальянском искусстве, которое ставит во главу угла правдивость, жизненную достоверность) и самое популярное из "веристских" на российских сценах. Однако художественный руководитель "Санкт-Петербургъ опера" и режиссер спектакля Юрий Александров берется за нее впервые.

    - Есть произведения, от которых я всю жизнь бегал, - признается маэстро. - Наверное, потому, что слишком много видел плохих спектаклей с таким названием. Если "Сельская честь" - то непременно воз сена на сцене, какие-то телеги, пузатые дяденьки на тонких ножках в бархатных камзолах, матроны в пыльных кринолинах, любовный треугольник…

    По словам постановщика, новый спектакль будет совсем не об этом.

    - Наш спектакль - о ложно понятом чувстве свободы, - говорит режиссер. - Эта уверенность, которая владеет сегодня многими сердцами, будто любовь оправдывает всё, на самом деле - вредное заблуждение. Да, страсть - это страшная стихия. В ней легко захлебнуться, потерять и рассудок, и совесть, и честь. Но так не должно быть! Это неправильно. Высший смысл человеческой любви - семья. Высшая ценность - душевная, человеческая общность.

    Юрий Александров любит спектакли умные, заставляющие работать не только сердца, но и интеллект. И то обстоятельство, что оперный театр находится сейчас на пике интереса к социальному, к мировоззренческому, только добавляет постановщику уверенности в выбранном пути.

    - Впервые я сделал в этом спектакле то, что не делал никогда, - признается Юрий Александров. - Я ввожу в спектакль ребенка. В либретто такого персонажа нет, там брошенная и соблазненная Сантуцца беременна. Но когда на сцене в финале появляется дитя - беззащитное существо, ребенок как противовес сумасшедшей, нечеловеческой страсти, многое становится понятным. Турриду нужно преодолеть свой мужской эгоизм. Нужно сделать выбор. Самое сложное для артиста - ему все время приходится балансировать на острие ножа. С одной стороны Лола с ее женской манкостью, а с другой - все то, что составит ему, он это знает, идеальную семью. Он не делает выбор и потому умирает.

    В роли ребенка на сцену выйдет ученик младшей группы петербургского театра "Синяя птица".

    Жесткость нравственных требований, заданная авторами спектакля, диктует и его сценографию. Она вся - черно-белая. Этот графический подход словно подчеркивает главную мысль: есть ситуации, в которых половинчатых решений быть не может, только или - или. И лишь фонтан алых брызг в финале "споет" нам про гибель любви.

    Минималистическое черно-белое оформление спектакля (художник-постановщик Вячеслав Окунев) диктует и эстетику мизансцен. Здесь много танцев, много пластических эпизодов, что для театра, в котором нет своей балетной труппы, создало особые трудности.  Хореограф Надежда Калинина проделала огромную работу, чтобы научить вокалистов двигаться, "как балет".

    - Это все, конечно, противоречит канонам оперного театра, - говорит Юрий Александров, - но мы честно работаем в эстетике веризма, мы ничего не лакируем, не приукрашиваем, не скрываем за красивенькими занавесочками.

    "Сельская честь", написанная автором для конкурса одноактных опер, на подмостках "Санкт-Петербургъ опера" пойдет в двух действиях. За дирижерским пультом - Александр Гойхман.

    Поделиться