20.10.2015 20:55
    Поделиться

    Артем Михалков: Мы с отцом сейчас общаемся как друзья

    Режиссер "Пяти вечеров", "Родни" и "Утомленных солнцем" встречает 70-летие съемками фильма об авторе "Горя от ума"

    Юбилей у Никиты Михалкова в среду. Но не праздничными хлопотами он занят сейчас больше всего. Режиссера волнует сейчас "Грибоедов", дорогостоящая кинобиография автора "Горя от ума", которую они вместе с Александром Адабашьяном и Ираклием Квирикадзе написали больше 30 лет назад.

    Говорить о том, что Никита Сергеевич собрался тихо почивать на имеющихся у него лаврах, совершенно неуместно. Как раз наоборот - его постоянно возникающие инициативы (среди последних - открытие своей Академии, в которой студентов учат делать кино) говорят о том, что михалковской энергии и запала хватит еще надолго.

    Среди подарков, которые готовят юбиляру члены семьи, самым оригинальным, вероятно, станет документальный фильм Артема Михалкова, состоящий из серии откровенных бесед с отцом. Эту картину Артем закончил буквально в минувшие выходные. Оторвавшись от работы над ней, Артем Михалков встретился с корреспондентом "РГ" и рассказал ему о том, как за последние годы изменились его отношения с отцом, а также о том, боится ли его отец старости и кем бы он мог стать, если бы вдруг не стал режиссером.

    Артем, как возникла идея сделать фильм об отце?

    Артем Михалков:  Папу, в принципе, сложно назвать закрытым человеком, он довольно часто дает интервью, выступает публично. Но мне кажется, что здесь получилось что-то большее, чем просто откровенная беседа - со мной он, разумеется, более открыт, и эта открытость иногда приводила к достаточно неожиданным ответам. Я провел с ним достаточно много времени, задавая те вопросы, которые раньше задавать не получалось - либо не было времени, либо желания. И получал на них очень откровенные ответы. Причем в фильме не только папа участвует - отметились все члены семьи. Думаю, многим будет интересно посмотреть. Но премьера состоится в узком кругу - в день рождения отца мы посмотрим этот фильм в семейном кругу. Хотелось бы, чтобы потом его увидел по нашему телевидению зритель.

    Ты сказал, что получил неожиданные ответы на некоторые вопросы. Это на какие, например?

    Артем Михалков: Меня в какой-то момент стало очень интересовать, понимает ли он, что когда-то много лет назад мог кого-то из нас обидеть. Только правильно пойми: речь идет не о том, что у меня остались какие-то детские или подростковые обиды к отцу, вовсе нет. Но у каждого бывает так - какой-то эпизод, как заноза сидит в памяти и не дает покоя. И когда я начал ему эти эпизоды перечислять, выяснилось, что он их просто не помнит - или не хочет вспоминать. Но тут нужно понимать, что нас с Аней воспитывал немного не тот Никита Михалков, который позже воспитывал Надю. Надя - поздний ребенок, и поэтому ей многое прощалось. А наше взросление пришлось на годы его творческого роста. И он тогда, конечно, не всегда бывал сдержан. Еще меня всегда волновало, насколько значимо наше - мое, Ани, Нади - мнение о том, что он делает. Он ведь всегда принимал независимые решения и казалось, что он не считается с тем, что мы об этом подумаем. Но выяснилось, что ему всегда было важно, что мы об этом думаем - мне было очень нужно это услышать.

    Анна Михалкова, твоя сестра, как-то рассказала, что ее в семье называют "нашей либеральной дочерью" за умение поспорить и даже поссориться с отцом, если она чувствует, что он где-то был не прав. А ты в каких случаях можешь поспорить с отцом?

    Артем Михалков: Раньше могли и поссориться, и поспорить - в основном, правда, из-за каких-то мелочей.  Но с возрастом я начал понимать, что поводов для этого остается все меньше и меньше - мы можем все спокойно обсудить. Главное, что он способен выслушать чужое мнение. Что касается Ани, то она как девочка действительно по-другому общается с папой. У нее всегда свой взгляд на семейные вопросы, на разрешение каких-то проблем. В свое время, помню, они с Надей придумали даже свой подход к решению проблем с папой - если было сложно что-то сказать ему, они писали ему письма. Мне кажется, очень важно, что эти разные мнения и подходы встречаются в одной семье - нам всегда есть о чем поговорить. Как раз так и учишься находить взаимопонимание.

    Тебе уже 40, Никите Сергеевичу исполняется 70...

    Артем Михалков: Вообще в эти цифры, конечно, совершенно невозможно поверить, хочется за голову схватиться (смеется).

    А Никита Сергеевич, кстати, как относится к своему возрасту - стареть не боится?

    Артем Михалков: Нет-нет-нет. Он до сих пор как большой ребенок, полный энергии - и это, наверное, еще один подарок отцу от Бога. Неугомонность и энергичность - слава Богу, одни из главных его черт.

    Итак, теперь уже вы оба с отцом люди зрелые. Ваши отношения в этом возрасте претерпели какие-то качественные изменения?

    Артем Михалков: Да, мы с ним сейчас общаемся как друзья. Если раньше были темы, которые я с ним в силу самых разных причин не мог обсуждать, то теперь их почти не осталось. Дистанция между нами стала гораздо меньше. Это ни в коем случае не общение на равных, конечно - все-таки он отец, глава большой семьи, а я его сын. Но теперь в этих отношениях меньше субординации и больше доверия.

    Ты сказал, что после рождения Нади Никита Сергеевич стал сдержаннее. А еще Михалков-старший за эти годы как-то изменился?

    Артем Михалков: Мне в данном случае сложно говорить - я ведь постоянно с ним общаюсь. И долгое время я вообще не задавал себе вопроса: "а какой Никита Михалков на самом деле?" Он был просто отцом. Он, конечно, мог быть разным - дома один, на публике совсем другой. Он замечательный актер, и до сих пор может эти свои таланты использовать.

    Но в каких-то базовых вещах он всегда был очень цельным и верным себе человеком. Вот недавно у него вышла биографическая книга, полностью состоящая из цитат разных лет. И там есть слова, которые он говорил уже очень давно. Он говорит: "Ни от одного слова не отказываюсь". И в этом весь папа. Кому-то кажется, что он играет на публику глубоко убежденного патриота, но он на самом деле такой - и никогда другим не был. То же самое касается и семейных вопросов, и отношения к профессии - он всегда говорит правду, ему нечего скрывать.

    Понятно, что наличие знаменитого отца, играющего далеко не последнюю роль в культурной и общественной жизни страны, тебе в большой степени помогало. Тем не менее и про ядовитые стрелы в адрес потомков Никиты Сергеевича ты не можешь не знать. Отличается ли реакция Никиты Сергеевича на критику от твоей?

    Артем Михалков: Он воспитал меня так, чтобы я понимал: мои удачи - это только мои удачи, но и все провалы тоже только мои. Потоки необоснованной критики иногда удивляют - и его, и меня. Но я не думаю, что наши позиции относительно реакции на эти потоки расходятся. Происходит то, что должно происходить, нужно продолжать делать свое дело. А если слушать людей, которые при каждом удобном случае норовят сказать что-то вроде "на детях гениев природа отдыхает", то нужно просто лечь на диван и ничего не делать - только в этом случае, быть может, будет шанс уберечься от такой критики.

    Можешь поделиться самым ярким из детских воспоминаний об отце?

    Артем Михалков: Их несколько, и они связаны с Николиной горой и теми моментами, когда папа отвозил нас в школу из московской квартиры - происходило это нечасто, потому что он был человеком занятым. Папа жил на Николиной горе, а мы в Москве. И иногда он оставался на ночь в московской квартире, чтобы наутро отвезти нас в школу. В эти утра по всему дом был запах его одеколона. Стоит мне где-то услышать запах того одеколона, который я помню до сих пор, то я тут же будто оказываюсь там и переживаю моменты абсолютного детского счастья. А если говорить о Николиной горе, то она была совсем другой - скромным поселком с дачами, которые похожи на те, что папа снимал в "Утомленных солнцем".

    У Никиты Сергеевича девять внуков. Как младшее поколение семьи Михалковых реагирует на известность деда?

    Артем Михалков: А я для документального фильма как раз делал небольшие интервью и с внуками в том числе. Задавал им среди прочего такой вопрос - какой профессией мог бы заниматься Никита Сергеевич? Ответы вышли занятные - священником, писателем, даже поваром. А маленькие дети Нади очень смешно, не выговаривая всех букв, говорили: "Он режиссер". Видишь - уже в таком возрасте все понимают.

    А сам как думаешь - кем мог быть Михалков-старший, если бы не стал режиссером?

    Артем Михалков: Думаю, он смог бы стать философом, мудрецом. А позже - старцем, человеком, к которому можно было бы прийти и спросить совета. Он бы в силу своего опыта - житейского, религиозного, профессионального - мог дать действительно нужные человеку советы.

    Какие три прилагательных лучше всего характеризуют отца?

    Артем Михалков: Трудолюбивый, увлекающийся, любящий. Главный двигатель его жизни - любовь, без нее он не снял бы ни одной своей картины.

    Цифры

    9 внуков растет у дедушки Михалкова - дети четырех его детей, Степана, Анны, Артема и Надежды. Самой старшей внучке, Александре, уже 23. Самому младшему внуку, Ивану, всего два годика.

    23 октября в Доме музыки отпразднуют юбилей режиссера, совершив "сентиментальное путешествие" по фильмам Михалкова через музыку Артемьева. В концерте примут участие Олег Табаков, Станислав Любшин, Валентин Гафт, Александр Калягин, Инна Чурикова, Алексей Петренко, Александр Адабашьян, Юрий Стоянов, Глеб Панфилов, Сергей Газаров, Евгений Миронов, Дмитрий Дюжев и другие.

    29 фильмов снял режиссер Михалков (включая художественные, документальные и короткометражные киноленты).

    Первая студенческая короткометражная работа, "Девочка и вещи", снята в 1967 году.

    В 1974 году 28-летний Михалков снял свой первый полнометражный фильм: "Свой среди чужих, чужой среди своих".

    Последняя из завершенных на сегодня работ - фильм "Солнечный удар" - выдвинута российским Оскаровским комитетом в качестве претендента на премию "Оскар" в нынешнем году.

    45 ролей сыграл Михалков в кино, как актер. Начиная с первой роли - школьника в киноленте "Солнце светит всем" (1959), до роли комдива Котова в "Утомленных солнцем 2" (2011).

    Среди героев, сыгранных Михалковым, гусар, подпольщик, есаул, чекист, официант, лорд, царь, купец, велосипедист, старшина присяжных, уголовный авторитет.

    Кстати

    Какими премьерами отметят юбилей режиссера телеканалы?

    На Первом канале зрителей ждет премьера документального фильма "Чужой среди своих" (суббота, 24 октября). В фильме Никита Сергеевич ответит на многочисленные вопросы критиков и недоброжелателей. Почему речь об этом идет в юбилейном фильме? Об этом расскажет сам Михалков, его семья, коллеги, друзья. Да и сами критики выскажутся.

    На "России 1" премьерный фильм "Никита Михалков" подготовила известный документалист Саида Медведева (21 октября). В пятницу, 23 октября, на "России 1" творческий вечер Никиты Михалкова и Эдуарда Артемьева "Территория любви".

    На "России К" покажут фильмы Михалкова "Урга. Территория любви" (21 октября), "Без свидетелей" (22 октября), "Пять вечеров" (24 октября) и творческий вечер юбиляра в Московском международном Доме музыки (24 октября).

    А в программе "Линия жизни" (среда, 21 октября) мэтр российской киноиндустрии объяснит, между прочим, почему он считает себя одиноким волком: "Режиссура - это очень одинокая профессия, даже несмотря на огромное количество людей вокруг. Потому что хорошую картину сделали все, а плохую всегда только один человек - режиссер. Волк слабый только тогда, когда он ранен. Лев, лев, тигр и даже медведь сильнее волка. Но только волк никогда не выступает в цирке".

    Дословно

    10 афоризмов от Никиты Сергеевича

    • Не путайте белое с острым.
    • Человек, которому не в чем каяться, счастлив, потому что он идиот.
    • Нет, я не ранимый. Я предпочитаю формулу, которой меня научил мой отец: "Лучше пусть завидуют, чем сочувствуют".
    • Нам все время нужно преодоление чего-то, мы не можем просто надеть офигенные кроссовки и пробежать.
    • Я вывел формулу русского человека. Вот она: русским человеком может быть только тот, у кого чего-нибудь нет, но не так нет, чтобы обязательно было, а нет - и хрен с ним.
    • Равенства никогда не было и никогда не будет. Мало того, его и не должно быть. Должно быть равноправие.
    • Мне важна власть над тем, что я делаю.
    • Для меня важнее не убеждать с трибуны, а делать так, чтобы что-то вошло в сознание людей и воплотилось в их поступках.
    • Мы живем в эпоху голых королей, которым никто не говорит, что они голые.
    • Душа должна быть здорова, в первую очередь, ну и тело, конечно, желательно. Потому что у здорового человека и взгляд здоровый.
    Прямая речь

    Почему Михалков решил снять фильм о Грибоедове

    Рассказывает Ираклий Квирикадзе, режиссер, сценарист:

    - С Никитой у нас была общая вгиковская юность - мы общались, дружили, попадали в какие-то веселые истории. Потом каждый пошел своим путем. Михалков снимал свои картины, я - свои. В начале 80-х я сделал фильм "Пловец", который, к моему изумлению и, конечно, к моей радости, был хорошо принят и публикой, и профессионалами. После этой картины Никита обратился ко мне с предложением написать сценарий об Александре Грибоедове. И мы втроем - был еще Саша Адабашьян - в течение года буквально днями и ночами работали над сценарием этого фильма, уехав к Никите на дачу.

    В результате получился не сценарий даже, а огромный роман на 800 страниц, который в то время был слишком дорогим для того, чтобы даже пытаться его экранизировать. Но времена менялись, Никита получил "Оскар", премии в Каннах и Венеции. Каждый раз он мне говорил - все, старик, следующий мой фильм обязательно будет о Грибоедове. И каждый раз в результате снимал совсем другое кино.

    Почему нас вдруг заинтересовала фигура Грибоедова? Тут все просто - с одной стороны, очень многогранная личность. Великолепный поэт, блестящий дипломат, любитель жизни, дуэлянт. Но при том, что Грибоедов, конечно, безусловный классик, он так и остался в народной памяти автором только одного произведения - комедии "Горе от ума". И это объяснимо - все остальные его литературные опыты значительно слабее. Интересно было разобраться, почему так вышло. Есть в его жизни и отдельная история, связанная с Грузией, - он, будучи уже зрелым человеком, полюбил совсем юную Нино Чавчавадзе, женился на ней, увез ее в Персию, а после его смерти она стала очень юной вдовой. За эту линию в сценарии как раз отвечал я.

    Может быть, и хорошо, что к сценарию "Грибоедова" Никита вернулся только сейчас, выждав больше 30 лет. Потому что биография автора "Горя от ума" и российского посланника в Тегеране вдруг оказывается созвучна многим происходящим сейчас событиям. И я думаю, что Михалков эту актуальность чувствует. Поэтому в его день рождения главное мое пожелание ему - наконец-то снять этот фильм. Мне кажется, пришла пора.

    Поделиться