19.10.2015 20:00
    Поделиться

    "РГ" заглянула в уникальные архивы национальной библиотеки

    Отдел рукописей, в котором хранятся самые-самые раритеты, сами сотрудники называют "жемчужиной в короне РНБ". Здесь я и побывала накануне 210-летия этого отдела Российской национальной библиотеки.

    Скажу сразу: некоторые издания здесь являются драгоценностью и в самом прямом, ювелирном смысле. Вот "Евангелие от Матфея", предназначенное для короля Карла Великого (сделано в мастерской, где изготовлялись королевские книги). VIII век, пурпурный пергамент, текст выписан золотом и серебром. Понятно, не эти (или не только эти) красоты создают ценность рукописного памятника. И все же.

    Одно из первых здешних приобретений - сборник песнопений ХI века, принадлежавший по легенде дочери Ярослава Мудрого. Только не надо думать, что это - такой прообраз "девичьего альбома". Это вполне, как сказали бы сегодня, "официальное издание": толстенный том содержит слова праздничных церковных служб.

    А самая древняя рукопись на латыни, хранящаяся тут, - прижизненный сборник сочинений блаженного Августина (V век). Того самого Августина, чьи афоризмы стали "семейной классикой" во многих домах. Я, например, люблю повторять слова его молитвы: "Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность... Но только не сейчас еще, Боже, не сейчас!" Правда, это - цитата из "Исповеди" блаженного Августина. А в Отделе рукописей хранится "Доктрина христиано" - самый ранний список одного из программных сочинений Августина, созданный при его жизни в Северной Африке. И все издания "Доктрины..." сверяют именно с нашей рукописью.

    А вот документ, который так и хочется назвать "кинохроникой". Перед нами - свиток в девять метров длиной. На нем художник запечатлел церемонию погребения Петра I. Траурные кареты, четкое расписание, какой чин за кем следует... "Правильный" похоронный ритуал Петр начинал вводить в России сам, так что сценарий его похорон, по сути, результат его собственной разработки. Правда, свиток этот, хранящийся в двух футлярах (один в другом), не способен передать "аромат времени". Если учесть, что Петр умер 28 января, а хоронили его спустя почти полтора месяца (в марте), можно представить, какой дух распространяла эта процессия!

    "Не надо полагать, - говорит заведующий отделом рукописей Алексей Алексеев, - что раритеты существуют только в прошлом, в глубокой истории. Мы и сейчас приобретаем памятники высочайшей ценности... Чаще всего - это дары (ведь на комплектование фондов средства очень скудны, к тому же владельцы архивов порой назначают за них абсолютно неадекватную цену: аппетиты у людей разные)".

    Тем не менее в 2012 году библиотеке с помощью минкультуры удалось приобрести за 600 тысяч рублей архив знаменитого оперного певца Николая Фигнера, чьим талантом восхищались Собинов и Шаляпин.

    "А вот приобрести нынче архив Ивана Жижева, служившего фельдшером в русском экспедиционном корпусе во Франции в ходе Первой мировой войны, нам не удалось, - сокрушается Алексей Алексеев. - Не сумели найти 250 тысяч рублей... Хотя по оценкам экспертов, цена эта - вполне разумная. Рукописных памятников Первой мировой сохранилось очень мало".

    Если верить расхожим представлениям, в таких местах царит "архивная тишина". Но тишина эта обманчива, под ее покровом бурлят страсти и кроются тайны. Научный сотрудник библиотеки Наталья Крайнева, показывая документы, переданные Отделу рукописей Яковом Гординым, поэтом и другом Иосифа Бродского, рассказала о некоторых из них. Документы, подаренные Гординым, содержат письма, дневниковые записи Бродского, справки с разных мест работы... Сам он, кстати, писал библиотеке, что рад и горд, что его архив нашел такое достойное пристанище. А потом одна исследовательница, получив эти материалы, поехала на конференцию в США и стала спрашивать у своего (тогда еще живого) героя: а кто этот адресат? А о ком сказано? Поэт, конечно, схватился за голову: многие персонажи на тот момент были живы. "И он написал нам в 1995 году, что просит ограничить доступ к дневникам и письмам, - рассказывает Наталья Крайнева. - Естественно, мы закрыли их для широкого пользования".

    Она берет в руки кусок ткани, на которой нарисованы три фигуры: "Смотрите, здесь очень хорошо прописаны лица, но никто не знает, кто изображен и кто их нарисовал. А салфетка эта почему-то хранилась в документах Бродского!"

    Почему? Зачем? Сколько же здесь еще таких загадок, ждущих своих ответов...

    Кстати

    В Отделе рукописей РНБ хранится 432 600 рукописей более чем на 100 языках.

    Отдел ежегодно посещают 13-14 тысяч читателей.

    130 фондов отдела еще не обработаны или обработаны лишь частично, что сулит возможности мировых открытий.

    Поделиться