14.10.2015 21:00
    Поделиться

    На Новой сцене театра Вахтангова поставили драму без слов

    В театре Вахтангова - вторая премьера на Новой сцене. Анжелика Холина поставила пластическую драму. Слов нет, одни движения - хореограф сплетает классический балет с современным танцем, а работает при этом с драматическими актерами. На вахтанговской сцене она ставит четвертый спектакль. И все о любви.

    Точнее, это спектакль о неумении любить по-настоящему. Вопрос этот Холина исследовала в "Береге женщин", "Анне Карениной", "Отелло". Сейчас вот предельно широко обозначила тему - "Мужчины и женщины". Под музыку классических балетов режиссер сталкивает две природы - мужскую и женскую.

    Пять юношей (Дмитрий Ендальцев, Александр Константинов, Павел Попов, Денис Самойлов, Павел Юдин) и пять девушек (Ася Домская, Ксения Кубасова, Анастасия Лукьянова, Анна Чиповская, Лада Чуровская) проходят путь от стрелы амура до расставания, от первых чистых чувств до измены. Через любовь, обиды, ревность, злость...

    Анжелика Холина здесь и режиссер-хореограф, и автор либретто. Спектакль собрала из собственных наблюдений за отношениями людей. Они получились очень узнаваемыми - и стратегии поведения, и типажи. Здесь мачо, ловелас, спортсмен, романтик составляют пары с королевой красоты, роковой красоткой, домашней наседкой... Вот полетели короны под крики и вопли, вот люди ссорятся только для того, чтобы бурно примириться. Лидируют мужчины, но дамы управляют процессом мягко и незаметно. Как в жизни.

    Для этой трагической комедии режиссеру мало что нужно, кроме актеров. Единственная декорация - стена, выложенная подушками - ассоциируется и с постелью, и окнами многоквартирного дома. Реквизит тоже совсем простой - только в финале появляются огромные кастрюли как символ быта. А так персонажи прекрасно обходятся одними табуретками. Как в детских играх, они превращаются во что угодно - пьедестал, кровать, клетку, чемодан, подиум, рояль. На тот воображаемый рояль Анжелика Холина "положила человечьи ноты" - актеры стали клавишами, чтобы в нервном музыкальном тике помочь завоевать одному из персонажей сердце культурной девушки.

    Вообще, этот прием - "...играть на флейте. На собственном позвоночнике" - в этом спектакле работает очень сильно: то женщина в мужских руках становится виолончелью, то девочки, натянутые, как струны, становятся арфой. Тело, как инструмент - завоевания, удержания, наслаждения. Оно здесь главное, поэтому костюмы предельно лаконичны - на заре отношений все в белом, мальчики одеты в трико, девочки - в балетные пачки. Эти пачки в знак лишения невинности мальчики позже с гиканьем пронесут по сцене.

    После начнется другая история - на девушках серые невзрачные платья, как оперение у самок птиц. Юноши импозантней: они в черных костюмах, но индивидуальность подчеркнута нюансами - костюм с рубашкой, майкой-алкоголичкой или жилетом на голый торс - и вот совсем разные мужские типажи.

    Яркий цвет на сцене появляется только раз, когда проливается первая кровь - измену актриса танцует в красном. Эта самая эффектная сцена страсти отдана приглашенной звезде - Анне Чиповской. Для актрисы это дебют на вахтанговской сцене. Холина вообще любит работать не с профессиональными танцорами, а с драматическими актерами, потому что для них приходится оправдывать каждый шаг, обосновывать каждый жест. И в этих бесконечных объяснениях на репетициях и рождаются бесконечные отношения уже на сцене. Перечень любовных болей, бед и обид приводит к настоящей войне. Стандартные претензии друг к другу разрешаются по-детски наивно - битвой подушками.

    Только вот перья в них черные. Любовная лодка по-прежнему бьется о быт. И на том спасибо: все-таки жизнь продолжается.

    Поделиться