08.10.2015 07:25
    Поделиться

    Тюменский театр покажет в Екатеринбурге суровую антиутопию

    Думаю, заинтригую. Представьте себе: Тюмень - прифронтовой город, в двух шагах от здания правительства области, у памятника вождю, - зенитка. В трехстах километрах юго-восточнее, ближе к Омску и казахстанскому Петропавловску, периодически вспыхивают бои. Буферная территория. Она разделяет "полыхающую" Центральную Азию и нефтяные промыслы Севера. Напирают моджахеды. Их сдерживают военные подразделения ООН и федеральные вооруженные силы. Сибирские партизаны сами по себе, они защищают край от всех чужих.

    Местный журналист Владимир Лузгин с аккредитационной карточкой ООН, настырный в желании проникнуть в запретную зону, оказывается в "пограничной", многократно обстрелянной с той и другой стороны деревне, где старостой - ба! - его старый приятель, бывший замзама губернатора по строительству. Экс-чиновник выращивает картофель, гонит самогон, пытается вместе с односельчанами выжить между залпами конфликтующих сторон. А нежданный гость после застолья в доме друга попадает в переплет: его пленяют боевики, пришедшие мстить солдатам-федералам за смерть, пусть и случайную, мусульманки, жительницы деревни. Лузгина заставляют снимать на видеокамеру казнь военнослужащих, с которыми он совсем недавно с шутками да прибаутками общался на блокпосту. Журналист, сначала раздавленный происходящим, выслушивает откровения молодого командира-моджахеда, то ли моральную проповедь, то ли отповедь. И все-таки профессиональная пытливость берет верх: Владимир задает "воину Аллаха" порой дерзкие - в данной ситуации - вопросы, должно быть, понимая, что нечаянный диалог представителей нестыкующихся цивилизаций может прервать гневный импульс собеседника, переданный на курок…

    Действие происходит в 2020 году. Описанное в романе-антиутопии Виктора Строгальщикова "Край", недавно оно обрело голоса и лица на сцене театра "Ангажемент". Книгу Строгальщиков задумывал в конце 90-х под тягостным впечатлением от войны в Чечне, написал и издал в начале нулевых. То, что в те годы представлялось просто жутковатым фантастическим сюжетом с западносибирским колоритом, сегодня - на фоне "выстрелов" новостей из телевизоров - воспринимается как суровая реальность. Она, кажется, физически осязаема. География уже не смущает. Не дай бог, конечно, Строгальщикову стать черным пророком. Но, увы, антиутопии обладают свойством воплощаться, если люди недооценивают, своевременно не осознают угрозы, исходящие от разного рода фанатиков, призывающих к религиозному, политическому, национальному единообразию, к изоляции и уничтожению мыслящих иначе и вообще мыслящих.

    Роман инсценирован не из стремления попасть в "десятку" горячих тем, взбудоражить зрителя. Предыстория такова. В Год литературы правительство региона разыграло грант на постановку произведения кого-либо из тюменских писателей. Театр "Ангажемент" остановил выбор на творчестве журналиста и прозаика Виктора Строгальщикова. Цикл его романов, включая "Край", в 2007 году попал в список финалистов главной литературной премии страны "Большая книга".

    Динамичный "Край", наполненный движением, с обилием сюжетных поворотов, перенести на сцену сложно - тут напрашивается кинематографический сценарий. На мой взгляд, творческая группа в целом справилась с задачей. Бережно "перевел" роман с "подробного письменного описания на лаконичное устное" ученик Николая Коляды Валерий Шергин из Екатеринбурга. Компанию плодовитому режиссеру из Калуги Константину Солдатову составили художник Арина Слободяник из Санкт-Петербурга и тюменский хореограф Оксана Бакланова. Премьера не оставила равнодушным Павла Руднева, не нуждающегося в представлении театрального критика. Он прилетел из столицы, чтобы в числе первых увидеть работу одного из самых самобытных, на его взгляд, региональных театров России.

    Это первая в истории театра постановка, где занята вся мужская часть труппы. У войны не женское лицо. Слышен только "закадровый" голос невидимой Екатерины Захаровой - оператора некоего прибора для восстановления человеческой флеш-памяти. Она заставляет журналиста, контуженного во время боя всех со всеми, заново переживать произошедшее с ним в последние дни. А сама как бы смотрит остросюжетный фильм, и небезучастно, иногда не удерживается от эмоциональных реплик. Этот сценарный ход, "отсебятина" Шергина, позволяет зрителю быстрее погрузиться в тюменский антимир образца 2020 года.

    В прошлом году в труппу вернулся заслуженный артист РФ Алексей Шлямин. Ему доверили главную роль. К 13 бывалым "бойцам" профессионального театра примкнул новичок Амит Камбодж, выпускник кафедры актерского искусства Тюменского государственного института культуры. Амит - 19-летний солдат-срочник Храмов с блокпоста. Художественный руководитель "Ангажемента" заслуженный артист России Леонид Окунев взял себе две эпизодические роли.

    Скоро ему везти "Край" в Екатеринбург (к слову, первая читка инсценированного романа прошла в этом городе) с четырьмя другими спектаклями. Почти на неделю два дружественных театра - Николая Коляды и "Ангажемент" - обменяются домами. Пьесы уральского драматурга в Тюмени идут на ура. Коляда предоставил Окуневу эксклюзивное право на постановку "Носферату". Спектаклю много лет, он не наскучил, он востребован, похоже, на всем пространстве бывшего Союза. Свидетельством чему восторженные аплодисменты зрителей Кишинева, Баку, Тбилиси, Гран-при международного фестиваля в Ялте. Помимо "Носферату" в столице Большого Урала тюменцы покажут колядовскую же "Капсулу времени". И та, и другая - "дуэтные": в паре с Леонидом Окуневым еще один заслуженный артист, некогда челябинский, - Игорь Кудрявцев. Плюс "Вино любви" по рассказам Аверченко, "Шесть блюд из курицы" Ганны Слуцки и оригинальные, основанные на местном материале "Записки на сгущенке".

    Труппа из Екатеринбурга решила удивить по-своему: мол, нашего Коляду вы и так неплохо знаете, его оставим на финишный день, утопий и антиутопий у нас нет, смотрите-ка классику.

    - Так это же замечательно - познакомиться с работами, которые наши коллеги с успехом демонстрировали в столичных городах России, Европы. "Вишневый сад", к примеру, визитная карточка театра. А свердловского "Гамлета" видели? Рекомендую! Одна игра Олега Ягодина чего стоит. "Мертвые души" - нетленка, - не скупится на похвалы Леонид Окунев.

    - Гастроли кто-то спонсирует? - возвращаю художественного руководителя к прозе жизни и материальным ресурсам.

    - Вот в Крым мы съездили за счет областного бюджета. Не загорать, разумеется. Обменные гастроли с Екатеринбургом - инициатива наша. Наказуема ли она? Театры рассчитывают в основном на свои силы и популярность, на зрителя неленивого, ищущего.

    Прямая речь

    Виктор Строгальщиков, писатель

    - Мне дороги мои герои, я не в состоянии абстрагироваться, махнуть рукой: делайте с ними что хотите. Поэтому сразу отказался от знакомства с инсценировкой, посещения репетиций. Думаю, излишне ревностно бы отнесся к сценической версии, стал бы вмешиваться. Премьера состоялась, облегченно вздохнул - убедили, ребята! Хорошая работа, живая и искренняя. Благодарю "ангажементовцев" за внимание к моему творчеству, за сочувствие.

    Справка "РГ"

    4 декабря "Коляда-театр" отметит 13-летие с момента образования. Его создатель, директор и худрук - Николай Коляда. Тюменскому молодежному муниципальному театру "Ангажемент" 21 год, появился на свет как независимый частный театр благодаря усилиям предпринимателя Виктора Загоруйко и актера Леонида Окунева. Обе труппы располагаются в зданиях бывших кинотеатров. Обменные гастроли пройдут с 4 по 8 ноября.

    Поделиться