05.10.2015 21:20
    Поделиться

    На конкурсе "Учитель года" преподаватели подискутировали с Ливановым

    В финал Всероссийского конкурса "Учитель года-2015" прошли пять учителей
    В Госдуме прошел заключительный этап конкурса "Учитель года-2015" - Круглый стол образовательных политиков. В нем приняла участие пятерка финалистов.

    Это Мария Ахапкина из Московской области, Алла Волкова из Липецкой области, Олег Катренко из Санкт-Петербурга, Сергей Кочережко из Самарской области и Ольга Рычкова из Кировской области. Что интересно, среди финалистов два учителя истории и обществознания, физик, математик, преподаватель английского. И ни одного учителя русского языка и литературы.

    Дискуссия считается одним из самых трудных заданий. Учителя за одним столом с министром образования и науки Дмитрием Ливановым должны высказываться по спорным вопросам образования и отстаивать свою точку зрения.

    Какие рамки и регламенты нужны учителю? Нужны ли единые учебники? Чего нельзя делать в патриотическом воспитании? Эти вопросы обсуждались на "круглом столе".

    К финалистам обратился председатель Госдумы Сергей Нарышкин. По его мнению, работу учителя нельзя чрезмерно регламентировать, преподавание связано с творчеством, умением нестандартно думать. Особенно это касается такого предмета как литература.

    - В обществе, состоящем из неначитанных и не умеющих думать людей, легче провоцировать конфликты, им легче манипулировать, - отметил Нарышкин.

    Педагоги единодушны: рамки - общественный договор, хотя иногда учитель берет на себя гораздо большую ответственность, чем требуют от него регламенты.

    - Даже если бы не было программ, я бы все равно сделала так, чтобы мои ученики хорошо сдали ЕГЭ и знали тот материал, который от них требуется. А может, даже и больше, - высказала свое мнение учитель математики из поселка Кобра Кировской области Ольга Рычкова.

    Олег Катренко из Санкт-Петербурга напомнил, что иногда учителя понимают свою творческую свободу шире принятых этических норм:

    - Каждый из нас все-таки не фрилансер, а человек команды. Нарушать правила нельзя. Недавно в одном из прибалтийских государств учительница дала на уроке для анализа текст с бранными словами. Так она понимает свою творческую свободу. Рамки и регламенты должны быть.

    - Что касается профессиональной деятельности, очень опасно ее излишне регламентировать, мешая работе, - считает министр Дмитрий Ливанов.

    Могут ли родители вмешиваться в учебный процесс? "В обсуждение программ, заданий ЕГЭ родители вмешиваться не должны", - полагает историк из гимназии N 56 Санкт-Петербурга Олег Катренко.

    По единым учебникам у всех педагогов, как оказалось, есть особое мнение.

    - Невозможно сделать единый и единственный учебник. Рад, что движение идет в сторону единых, но не единственных учебников. Во мне постоянно борются два учителя. Первый говорит: "Хорошо, что есть один учебник - легче готовиться к ЕГЭ". А второй возражает: "Для того чтобы научить ученика думать и рассуждать, надо давать разные точки зрения, нужны разные учебники, - считает Сергей Кочережко из Самары. - Когда я только пришел в школу, написал свою программу для 5-го класса. Принес завучу. Она говорит: "Не подходит!" Теперь я пишу в журнал ту рабочую программу, которую надо, а преподаю уже четыре года по своей.

    Учитель английского языка из Пущино Мария Ахапкина уверена, что для истории важна единая концепция, "а для иностранного языка, наоборот, чем больше источников, тем лучше".

    - Я преподаю математику. Это предмет, который потом позволит кому-то сделать открытие. Чтобы это открытие было, ученик должен знать разные источники информации. Он должен подумать: а что если я сделаю все наоборот? - вступила в разговор Ольга Рычкова.

    Дискуссия показала: школа завалена указаниями из разных ведомств провести то или иное мероприятие. Причем большая часть бумаг приходит тогда, когда все школьные планы уже утверждены. От такой несогласованности страдают и учителя, и ученики. "Воспитание не сводится к проведению мероприятий. Воспитывать можно личным примером", "Нельзя воспитывать на плохих примерах, говорить ученикам: наша страна лучшая, а вот та плохая", - высказывались учителя.

    После дискуссий я спросила сидящую рядом маму, члена родительского жюри: к кому бы из этих учителей она отвела своего ребенка? Мама ответила: "Ко всем! Только не знаю, как быть с историей. Историков-то двое. Может, преподавали бы каждый по полгода?"

    Блиц-опрос

    Когда вы ставите ребенку два?

    Сергей Кочережко, учитель истории и обществознания, Самара, гимназия N 1: Школа - это труд для ребенка. Могу поставить "два" только тогда, когда ребенок принципиально отказывается трудиться.

    У вас есть любимчики?

    Сергей Кочережко: Как учитель не могу к кому-то относиться лучше, чем к другим, так как это восстановит против него общественное мнение.

    Самый трудный вопрос, который вам задали ученики?

    Сергей Кочережко: Это было на школьной практике. Меня спросили третьеклассники: "Кто такой Бог?" Я ответил: "Не знаю, но обещаю подумать".

    Можете ли вы хотя бы неделю вести свой предмет без учебников, программ и методичек?

    Сергей Кочережко: Я стараюсь это делать весь год.

    Если бы вы были министром, что бы сделали в первую очередь?

    Сергей Кочережко: Устроил бы глобальное общественное обсуждение того, что сейчас происходит в образовании и какие проблемы есть у учителей.

    Поделиться