29.09.2015 00:43
    Поделиться

    Ретейлу помогут продуктовыми картами

    Ни закрепление минимальной доли отечественного товара в продуктовой сети, ни реализация предложений по отмене фиксированной наценки не приведут к положительным изменениям в торговой отрасли, а скорее наоборот - к дефициту продуктов и другим последствиям. Одним из решений властей, которое может оказать положительный эффект не только на отрасль, но и на экономику страны в целом, является введение продуктовых электронных карт для людей, нуждающихся в улучшении своего питания. Об этой и других инициативах по поддержке отрасли рассказал замглавы Минпромторга Виктор Евтухов на саммите Retail Business Russia & EAEU 2015.

    Ранее минпромторг выступил с предложением создать в стране систему дополнительного питания для малообеспеченных слоев населения - современные продовольственные электронные карты покупателя. По этой программе на специальные банковские карты граждан, которые нуждаются в улучшении своего питания, будут зачисляться средства, их можно будет тратить на определенные продукты - свежие скоропортящиеся отечественного производства. На импортные продукты и непродовольственные товары деньги по программе потратить нельзя.

    "Эти средства нельзя накопить, они будут сгорать, потому что они должны оборачиваться в экономике, - говорит Виктор Евтухов. - Граждане смогут зачислять на карту свои средства - и тогда получат от государства бонус в размере 50% от зачисленных собственных средств. По предварительному расчету, количество потенциальных участников программы - 15-16 млн человек. За рубежом такие проекты активно работают, у нас это фактически стартап. Необходимо около 240 млрд рублей из федерального и региональных бюджетов. В программе смогут участвовать объекты розничной торговли всех форматов, будет единственное требование: они должны подключиться к центральной процессинговой системе. Администрировать программу будет один из крупнейших банков. У инициативы большое количество плюсов: это рост потребления отечественных продуктов, поддержка торговли, укрепление госбезопасности и др. Экономический эффект программы может способствовать дополнительному росту ВВП. Мы рассчитали, что каждый рубль, вложенный в программу, оборачивается в экономике страны несколько раз".

    По словам замминистра, жить стало дороже - это факт. Меняется потребительское поведение домохозяйств, и это отражается на торговом бизнесе. Минпромторг как регулятор ориентируется в своей деятельности не только на интересы потребителей, но и на интересы предпринимателей. В декабре прошлого года была утверждена Стратегия развития торговли, ее основная цель - создание условий для формирования комфортной среды как для граждан, так и для предпринимателей.

    Сегодня идет работа над законопроектом о нестандартной и мобильной торговле. Это будут изменения в действующий Закон о торговле. В минпромторге считают, что потенциал подобных форматов торговли должен использоваться максимально.

    Мобильная торговля не требует огромных инвестиций и дополнительного стимулирования инвестиционной активности, с другой стороны, она открывает каналы сбыта небольшим предпринимателям, которые хотят работать в сфере ретейла. "Уровень готовности законопроекта высок, его поддерживают бизнес-омбудсмен Борис Титов, федеральные органы власти, более 50 регионов", - подчеркнул Виктор Евтухов.

    Минпромторг также готовит новые нормативы минимальной обеспеченности населения торговыми объектами. Они должны будут стимулировать развитие всех форматов торговли: торговых центров, гипермаркетов, супермаркетов, небольших магазинов шаговой доступности. Ведомство планирует изменения в законодательство, серьезно упрощающие процедуру организации рынков: "Это один из основных каналов сбыта для наших малых сельхозпроизводителей. Система создания рынков, особенно сегодня, должна быть упрощена. Если есть объект недвижимости, земельный участок, соответствующая градостроительная документация и в регионе предусмотрена такого рода предпринимательская деятельность, то порядок должен быть заявительным".

    Еще одна тема, которая сегодня прорабатывается на уровне государства, - саморегулирование в торговле. По мнению замминистра, необходимо закрепить в законе о торговле минимальный набор положений в виде ключевых принципов и основных процедур и самое главное - создать Совет рынка. Для тех, кто не будет следовать принципам СРО, будут вводиться ограничения. Причем ответственность будет предусмотрена как для розницы, так и для поставщиков. Для розницы могут быть ограничения по ассортименту продаваемой продукции, режиму работы. Для поставщиков могут быть отменены гарантии по срокам выплаты за поставленный товар или применены другие ограничения.

    По словам Ильи Якубсона, президента "ДИКСИ", нынешний кризис первый, во время которого ни один из крупных продуктовых ретейлеров не переложил инфляцию на стоимость товара. Ретейлеры снижают маржу, но стараются держать цены. По словам эксперта, если с января по апрель 2015 года наблюдался рост цен во всех продуктовых группах, то уже в сентябре произошла стабилизация.

    Сенатор Николай Власенко считает, что желание парламентариев дополнительно отрегулировать розничную торговлю может принести только негативный эффект. Он заявил, что продуктовые электронные карты могут оказать положительное влияние на отрасль в отличие от инициатив по регулированию цен на социально значимые товары в продуктовом ретейле.

    По мнению экспертов, одна из серьезных угроз российскому нонфуд-ретейлу - увеличивающиеся объемы трансграничной торговли. Вугар Исаев, президент компании "Снежная Королева" и Владимир Чирахов, генеральный директор ГК "Детский мир", сошлись во мнении, что стоит ограничить кроссбординг-торговлю, оставив беспошлинным ввоз товара на 20-50 евро.

    Тем временем, по данным свежего исследования АКИТ, объем трансграничной торговли в России (импорта) к концу 2015 года составит 104,4 млрд руб. Среди ключевых факторов роста АКИТ называет: рост суточной аудитории в Интернете за 10 лет в 12 раз; сокращение средних сроков доставки с двух месяцев до двух недель, снижение потерь при доставке до менее 0,01%.

    В 2010 году Россия приняла правила единого экономического пространства, что также повлияло на трансграничную торговлю, так как был установлен трансграничный порог в 1000 евро. Больше всего за рубежом россияне по-прежнему покупают одежду и обувь (34,6% в деньгах), бытовую технику и электронику (33,1%), а также парфюмерию и косметику 7,2% и автозапчасти (6,7%).

    "Ежегодно мы наблюдаем двукратный рост объема покупок за рубежом. Объем трансграничной торговли в 2008 году составлял 4,3 млрд рублей, в 2014 году - 208,6 млрд. Доля трансграничной торговли из года в год прирастает темпами, опережающими рынок. Доля локального рынка сократилась за 2012-2014 годы на 9% п.п.. Это происходит во многом из-за неравных конкурентных условий между российскими и зарубежными игроками по налоговой нагрузке, так как цены в зарубежных магазинах в среднем на 20% ниже", - отмечает Артем Соколов, исполнительный директор АКИТ.

    Поделиться