22.09.2015 15:19
    Поделиться

    Янтарный край получит особый статус в Таможенном кодексе ЕАЭС

    С 1 января следующего года должен вступить в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сейчас страны - члены ЕАЭС разрабатывают проект этого документа. В обсуждении участвуют и представители Калининградской области. Важно, чтобы новый кодекс учитывал географическое и экономическое положение эксклавного региона, чья экономика напрямую зависит от таможенных правил игры.

    В Янтарном крае надеются избежать проблем, которые возникли после вступления в силу нынешнего Таможенного кодекса Таможенного союза. Тогда документ пошел в разрез с законом о калининградской Особой экономической зоне, который позволяет предпринимателям эксклава ввозить и вывозить из сопредельных стран сырье и многие детали готовой продукции без уплаты ввозных пошлин и сборов. Товар, произведенный в регионе из импортных комплектующих, тоже освобождается от пошлин и сборов при вывозе в "большую" Россию.

    Таможенный кодекс Таможенного союза обязывал калининградских предпринимателей оплачивать сборы. Предприятия начали нести убытки, ведь у многих даже не было денег на таможенных счетах. Вопрос удалось урегулировать в течение нескольких дней. К делу подключилась Федеральная таможенная служба, которая вернула бизнесу эксклава право свободной границы и согласовала этот вопрос с другими участниками Таможенного союза. С тех пор региональные власти, бизнес-сообщество и ФТС многие месяцы занимались ликвидацией противоречий между Таможенным кодексом ТС и положениями об ОЭЗ в Калининградской области.

    Нормы нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза не должны пересекаться с особым статусом самого западного российского региона. Ведь в документ ЕАЭС вошли предложения и замечания калининградского бизнеса и органов власти.

    - Определены переходные положения о применении процедуры свободной таможенной зоны, сформулированные с учетом особенностей Калининградской области, - комментирует ситуацию советник Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Сергей Соколов. - Кроме того, приложение к проекту кодекса закрепляет особенности перевозки и совершения операций в отношении товаров, перемещаемых между территорией Калининградской области и основной частью Евразийского экономического союза. В виде другого приложения закреплены нормы о товарах, которые находятся и используются на территории свободных таможенных зон, созданных по территориальному признаку.

    Проект Таможенного кодекса ЕАЭС несет в себе множество других новшеств, важных для развития транспортно-логистического комплекса Калининградской области. Это и регистрация таможенных деклараций с помощью автоматических информационных систем таможенных органов, и внедрение механизмов единого окна для совершения таможенных операций, и сокращение срока выпуска товаров до четырех часов, если нет необходимости применять дополнительные формы контроля. Еще один важный момент - возможность использовать транспортные средства международной перевозки для перемещения грузов в рамках Евразийского экономического союза.

    Однако есть и вопросы, которые до сих пор не решены. К примеру, калининградские транспортные компании предложили перевозить грузы внутри ЕАЭС с помощью иностранных контейнеров, временно ввезенных в регион.

    - В новом кодексе получит послабления автомобильный транспорт, являющийся средством международной перевозки, - рассуждает генеральный директор крупного калининградского морского перевозчика Андрей Барков. - Однако нас больше интересует перспектива использовать контейнеры. Компании калининградского региона постоянно испытывают дефицит порожних контейнеров российского контейнерного оператора. Вместе с тем есть огромное количество порожних контейнеров иностранных линий. Хотелось бы, чтобы новый Таможенный кодекс ЕАЭС позволил совершать хотя бы одну внутреннюю перевозку иностранным контейнерам, находящимся под процедурой временного ввоза.

    По словам Сергея Соколова, предложение неоднократно обсуждалось на разных площадках. Скорее всего, норма о перевозке внутренних грузов иностранными контейнерами появится в проекте кодекса или обретет законодательную силу на уровне решения комиссии.

    - До сих пор нет ответа, относить ли контейнеры к транспортным средствам или не относить, - продолжает Сергей Соколов. - В зависимости от статуса контейнеров будет закреплена соответствующая норма.

    У других калининградских предпринимателей есть вопросы к грядущему сокращению срока выпуска товаров до четырех часов, которое предусмотрено в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС. Представители бизнес-сообщества приветствуют нововведение, но сомневаются, реально ли будет внедрить эту норму.

    - Мы проводили мониторинг временных потерь и увидели, что декларации, как правило, выпускаются довольно быстро, - делится информацией первый заместитель начальника Калининградской областной таможни Алексей Холеменко. - Время теряется, когда документы несколько раз перенаправляются от участников внешнеэкономической деятельности к сотрудникам таможни и обратно. Рассчитываем, что прием деклараций с помощью автоматических систем позволит решить проблему и сократить сроки выпуска товаров.

    Кстати

    Правом без пошлин ввозить иностранное сырье и вывозить в "большую" Россию товар, произведенный в регионе из иностранных комплектующих, пользуются несколько сотен калининградских компаний. Срок действия таможенных льгот истекает 1 апреля 2016 года. Взамен субъекты бизнеса получат субсидии, которые будут равны дополнительным расходам, понесенным на таможне.

    Строго говоря, с апреля следующего года изменится порядок оформления огромного количества грузов, которые ввозятся и вывозятся из Калининградской области. Таможенные представители, работающие на территории самого западного российского региона, уже задумываются о расширении штатов. А в Калининградской областной таможне, скорее всего, пройдет "перетасовка" кадров. "Сейчас соотношение должностных лиц, которые контролируют ввоз товаров в область и отправку грузов на остальную территорию Евразийского экономического союза, составляет примерно десять к трем, - отмечает Алексей Холеменко. - Мы ставим задачу, чтобы соотношение было примерно половина на половину".

    Поделиться