16.09.2015 20:36
    Поделиться

    Свинаренко: Внедрение инноваций в регионы - кропотливая работа

    Инновационная отечественная продукция востребована на местах
    В условиях ужесточения экономической политики, продиктованного санкциями, инновационная продукция отечественного производства находит все большее применение в регионах. Все теснее и эффективнее становится союз производственников и местных властей в ускоренном развитии инновационных отраслей. Об этом мы беседуем с Андреем Свинаренко, заместителем председателя правления ОАО "РОСНАНО", генеральным директором Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО (ФИОП).

    Андрей Геннадьевич, если судить по сообщениям прессы, вы частый гость в регионах, подписали больше десятка рамочных соглашений о взаимодействии с местными губернаторами. Чего в этих документах больше - ожиданий, декларации о намерениях или реальных планов?

    Андрей Свинаренко: Это зависит от проводимой в регионе инновационной политики. Если главу администрации подталкивает не сиюминутная конъюнктура, не желание формально отчитаться перед центром, а есть твердое намерение создавать новые сектора экономики, модернизировать производство и выпускать новые продукты, то на отдельных "ветвях" рамочного соглашения довольно быстро появятся конкретные плоды. Внедрение инноваций - долгая и кропотливая работа. Планы строятся на перспективу 10-15 лет. И очень многое зависит от команды губернатора, умения по-хозяйски поддерживать процесс...

    Что подсказывает ваш опыт - все ли губернаторы готовы "играть вдолгую" в сфере инновационной политики?

    Андрей Свинаренко: Если РОСНАНО уже удалось построить 59 производств в 27 регионах и открыть 12 наноцентров, сами судите - это означает, что большинство руководителей отнеслись к нашим совместным планам всерьез. По прошлому году выручка наших компаний составила больше 220 миллиардов рублей. Отрасль заработала, впервые получили прибыль. Это, безусловно, результат нашего общего труда с региональными администрациями. И заинтересованность местных властей растет. Ведь мы вместе создаем новую индустрию, разделяем риски рыночных перспектив. Что-то, разумеется, и не получается... Но без поддержки губернаторов высокотехнологичные производства точно в регионы не придут.

    И в чем эта поддержка проявляется?

    Андрей Свинаренко: Мы работаем комплексно, и большинство губернаторов понимает, что сотрудничать с нами приходится "на всех фронтах". Да, запуск завода - приоритетная цель, но прежде чем он начнет работать, надо создать соответствующую инфраструктуру, подготовить кадры, способные реализовывать новейшие технологии. РОСНАНО сейчас - это Группа, контролирующая развитие десятков портфельных производственных, исследовательских компаний и партнерских инвестфондов. В частности, в самом названии Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО кроется его основная цель - он создает среду для реализации важнейшей государственной задачи - становления наноотрасли. Речь о комплексе доказавших свою эффективность инструментов. В первую очередь это наноцентры (НЦ), чья задача отбирать успешные идеи, превращать их в инновационный бизнес. Они стали инкубаторами для 400 малых инновационных компаний в девяти российских регионах. Администрации помогают найти площадку для НЦ, обеспечивают льготную аренду.

    Успешная деятельность наших компаний, работающих в тесном тандеме с местными властями, в условиях рынка доказывает экономическую выгоду от производства новой продукции, обеспечивая налоговые поступления в региональную и федеральную казну, создавая новые рабочие места. А Фонд, продолжая "прививать" новую культуру, готовит нормативную и законодательную базу, организует подготовку квалифицированных кадров вместе с 51 вузом страны и сотнями школ.

    Доказывать преимущества новых технологий в образовательных программах проще, чем в жизни. Как удается заинтересовать регионы?

    Андрей Свинаренко: Иногда бывает нелегко. Стараемся показывать перспективу в формате пилотных проектов, на опыте соседей убеждаем в их преимуществах и другие территории. Например, наши новейшие технологии находят успешное применение в области капитального ремонта зданий, имеющих важное социальное значение, - жилых домов, школ, детских садов. Ведь чуть ли не ежегодно латаются одни и те же объекты. Ремонт с применением инновационных материалов обходится примерно на 5-10% дороже, но, благодаря эффекту от их использования, головная боль у местных властей возникает гораздо реже и разница в затратах окупается уже через три года. Существенная экономия на коммунальном обслуживании, не говоря уже о моральном факторе, - другой уровень комфорта, качества жизни.

    Сейчас мы реализуем такие проекты в Калужской, Ульяновской и Томской областях. В сентябре планируем сдать в эксплуатацию первый объект в Белгороде. Важно, что проекты РОСНАНО не ограничиваются рамками отдельно взятого региона. Скажем, наша портфельная компания "АйСиЭм Гласс", производящая пеностекольную теплоизоляцию - уникальный материал, который не поддается разрушению от любых природных воздействий, работает в Москве, Московской и Калужской областях.

    Другой свежий пример пилотного проекта - теплица РОСНАНО в Тимирязевской академии. Здесь использованы решения, ранее вообще не применявшиеся в сельском хозяйстве. Их внедрение позволит значительно уменьшить энергопотребление, а значит, сократить одну из крупнейших статей расходов.

    Согласно постановлению минэкономразвития, уже со следующего года госкомпании должны будут 2% от объема закупок тратить на инновации. Как это скажется на дальнейшем развитии РОСНАНО?

    Андрей Свинаренко: Мы участвовали в разработке этого важного документа для стимулирования рынка, учли наработанный опыт. Одна из начальных мер - включение в структуру госзакупок или закупок корпоративного сектора целевой доли в расчете на инновационную продукцию. Уже семь регионов обязались направить от 5 до 10% своего бюджета на приобретение инноваций. Например, в Татарстане в 2010 году было закуплено инновационной продукции на 5 миллиардов рублей, а в 2014-м - уже на 14 миллиардов. Аналогичное соглашение у нас с "Газпромом", который в 2015 году планирует использовать 3,7% объема закупок материально-технических ресурсов на инновационную продукцию.

    Какую конкретно - уже известно?

    Андрей Свинаренко: Скажем, нанопокрытие, производство которого появилось на рынке благодаря участию РОСНАНО в компании "МЕТАКЛЭЙ". Удалось решить проблему с импортозамещением в этой сфере. Можно привести и другие примеры наших проектов, которые способствовали повышению конкурентоспособности крупных корпораций. Ведь продукция, изготовленная на основе нанотехнологий, применима практически во всех отраслях: в медицине, строительстве, энергетике, электронике, при добыче полезных ископаемых, а значит, востребована всеми регионами России с учетом их природной и экономической специфики.

    Поделиться