15.09.2015 10:09
    Поделиться

    Калужский автопром запланировал экспорт российских машин

    Иностранные автоконцерны попросили поддержать российских участников рынка

    Спад на российском авторынке преодолеть пока не удалось, и, очевидно, негативная тенденция сохранится и в 2016 году. С констатации этого неприятного факта начался в Калуге VI Международный форум "Автоэволюция".

    За семь месяцев 2015 года рынок потерял около 35 процентов, а спад производства составил около 27 процентов. Такие данные привел заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов. Впрочем, по его мнению, все могло быть значительно хуже, если бы не меры государственной поддержки, показавшие высокую эффективность.

    Общие доходы федерального бюджета от реализации трех программ, последовательно запущенных в 2015 году, - обновления автопарка, льготных кредитования и лизинга - составили 50 миллиардов рублей, до конца года планируется получить еще 6,7 миллиарда. При этом, утверждает чиновник, расходы на реализацию программ вплоть до 2018 года будут значительно ниже сумм, уже полученных бюджетом, - 31,6 миллиарда рублей. На обновление автопарка запланировано потратить 15 миллиардов, на льготное кредитование - 14,1, на лизинг - 2,5.

    - Сейчас мы ведем работу по дополнительным объемам финансирования: 5 миллиардов рублей пойдут на программу обновления парка, миллиард - на льготный лизинг и столько же - на поддержку производителей компонентов для автомобилей, собираемых в России. В бюджете нынешнего года на эту меру заложена беспрецедентная сумма - 6,8 миллиарда. И на данный момент у нас в программе участвуют уже более 60 компаний по всей стране.

    Совокупным эффектом от реализации трех вышеназванных программ к этому моменту стала продажа более 347 тысяч автомобилей всех типов. Благодаря мерам по обновлению автопарка на рынок вышло свыше 228 тысяч машин, по программе льготного автокредитования продано порядка 137 тысяч и более 18 тысяч - по льготному лизингу (это выше планового показателя на 2 тысячи).

    - Пока мы придерживаемся прогноза, что сохраним производство на уровне минус 24 процента к прошлому году, - уверен Александр Морозов.

    Этому поспособствуют и компенсация части процентных ставок по кредитам, привлеченным на техническое перевооружение и модернизацию, и субсидирование перевозок в европейскую часть России автомобилей, произведенных на Дальнем Востоке. Не прекратится помощь субъектам Федерации в покупке автобусов, работающих на газомоторном топливе. На эту программу замминистра обратил особое внимание участников форума: она помогла получить неплохие результаты в сегменте автобусов. Будет также открыт "блок промышленных субсидий на компенсацию затрат на энергоносители и сохранение рабочих мест".

    - Такого разнообразия одновременно применяемых мер у нас еще не было, - резюмировал Александр Морозов. Причем речь идет о стимулировании спроса на приобретение автомобилей, произведенных именно в России.

    Еще одним драйвером выхода из кризиса помимо мер господдержки может стать стопроцентная локализация производства сырья для автопрома. Об этом сказал первый вице-президент и исполнительный директор совместного американо-российского предприятия Ford Sollers Адиль Ширинов.

    - Это же развитие экономики и технологий, создание добавленной стоимости и рабочих мест. Это движение вперед, - эмоционально прокомментировал он.

    Особый акцент Адиль Ширинов сделал на том, что автокомпаниям стоит бороться с кризисом, прилагая к этому собственные усилия, но и не отказываясь от господдержки. Речь идет о налаживании производства металла для корпусов и запчастей автомобилей, полимерных материалов отделки салонов и, наконец, резины для колес. Все это и необходимого отрасли качества можно сделать при имеющейся в России производственной и сырьевой базах.

    О необходимости поддержки производителей комплектующих заявили и три крупных представителя автопрома в ЦФО. Менеджеры Volvo, "ПСМА Рус" и "Фуяо Стекло Рус" в один голос отметили, что начинают работу по экспорту компонентов, произведенных в Калуге, поскольку девальвация рубля стимулирует этот процесс. Причем исключительно на комплектующих специализируются только китайская компания. Она к поставкам за рубеж - в Германию и ряд других европейских стран - уже приступила.

    - Мы пришли в Россию в 2011 году, надеясь на перспективность российского рынка, - сообщил гендиректор Ши Цзюнь. - Кризис 2014 года стал для нас неожиданностью, но мы продолжаем верить в то, что рынок выправится. Наша стратегия - ставить заводы рядом с производителями оригинального оборудования в разных странах, в том числе России.

    Драйвером выхода из кризиса может стать стопроцентная локализация производства сырья для автопрома

    В то же время о запуске приостановленного в феврале производства кабин на калужском заводе сообщил гендиректор Volvo Group в России Питер Андерссон.

    - Кризисы заканчиваются, а затем вновь возникают, -напомнил он. - Индустрия коммерческого транспорта первой чувствует, что происходит с рынком.

    Площадка по сварке и покраске кабин является неотъемлемой частью предприятия по выпуску грузовиков Volvo и Renault. Кстати, тоже приостановленного. Часть рабочих даже пришлось уволить, других отправили в частично оплачиваемый отпуск.

    Питер Андерссон отметил, что кабины, которые вновь начнут производить с 1 октября, будут предназначены на экспорт. А через несколько часов - уже после завершения форума - пришло известие о том, что вскоре возобновится и производство грузовиков. Об этом со ссылкой на того же Питера Андерссона сообщила пресс-служба правительства области после встречи с менеджментом компании.

    Решило остаться на российском рынке и предприятия "ПСМА Рус".

    - PSA Peugeot-Citroen и наш партнер по производству Mitsubishi Motors Corporation вложили огромные инвестиции в калужский завод. Долгосрочные инвестиции, - подчеркнул руководитель компании Жан-Кристоф Маршаль.

    Он добавил, что предприятие собирается экспортировать комплектующие и ждет мер господдержки для производителей автокомпонентов, причем именно российских.

    - Мы прилагаем огромные усилия, чтобы поднять их продукцию на нужный уровень качества, - рассказал топ-менеджер. - Содействие нужно для того, чтобы им было легче инвестировать в качество. Ведь мы будем гарантировать потребителям, что произведенные в России детали такого же высокого качества, как и те, что сделаны на европейских заводах.

    Гендиректор "ПСМА Рус" подтвердил планы по локализации, о которых говорил в прошлом году на пятой "Автоэволюции": к 2016 году первоначальный уровень в 35 процентов должен быть доведен до 50. Соглашение по нескольким комплектующим с российскими производителями уже есть.

    На время кризиса, считает Жан-Кристоф Маршаль, экспорт поддержит производителей запчастей и узлов, а когда начнется подъем рынка, это поможет плавно войти в прежнюю колею.

    Напомним, что "ПСМА Рус" 17 августа возобновил остановленное 27 апреля производство седанов. Выпуск внедорожников Mitsubishi Outlander также прекращался, но на более короткий срок.

    Тем временем

    Еще один представитель калужского автокластера - немецкий концерн Volkswagen - может начать поставки автомобилей из России в страны дальнего зарубежья. "У нас нет никаких решений на этот счет, но мы готовы рассмотреть возможности для экспорта", - подчеркнула PR-директор "Фольксваген Груп Рус" Наталья Костюкович.

    Напомним, что тему поставок машин в дальнее зарубежье некоторое время назад поднял руководитель российского представительства концерна Маркус Озегович. Он заявил, что в компании "думают об экспорте, но это не так просто: есть глобальные экспортные потоки, соглашения, логистические затраты, налоговые и таможенные нюансы разных стран. Это то, что технически Россия должна проработать для того, чтобы мы могли извлечь выгоду из текущей курсовой разницы".

    Между тем профильные СМИ со ссылкой на источник на калужском заводе компании сообщили, что Volkswagen уже начал "подготовительные работы к началу экспорта автомобилей" в страны дальнего зарубежья, в том числе проводит логистические расчеты. Речь идет, в первую очередь, о седане Volkswagen Polo. Пока эту модель экспортируют в страны Таможенного союза, в частности, Белоруссию и Казахстан.

    Поделиться