15.09.2015 00:45
    Поделиться

    Потенциальные банкроты столкнутся с бумажной волокитой

    Неумолимо приближается 1 октября - дата вступления в силу изменений в законодательство, которые дают нам право объявлять себя банкротами, а также определяют условия и порядок признания граждан несостоятельными. Очевидно, что в сегодняшней экономической ситуации вопрос весьма актуален. Несмотря на более чем 10-летнюю историю закона о банкротстве граждан, детальная проработка механизмов потребительского банкротства и даже концептуальных вопросов, с ним связанных, идет полным ходом и сегодня.

    Минюст зарегистрировал разработанные минэкономразвития формы, по которым должник будет представлять сведения о долгах и имуществе. Казалось бы, эти документы носят технический характер. Однако вкупе с требованиями закона об объеме сведений, который должник-гражданин обязан представить о себе, можно обнаружить принципиальное отличие процедур банкротства граждан от процедур банкротства юридических лиц. При банкротстве организаций сведения, необходимые для анализа финансового состояния и определения перспектив восстановления платежеспособности, должник обязан передать временному управляющему в ходе процедуры банкротства. Гражданин-должник или индивидуальный предприниматель (ИП), напротив, всю информацию о себе должен представить до начала процедуры. В итоге объем требуемой от гражданина информации будет даже больше, чем от должника-организации. Например, закон требует справки из банка о наличии счетов, вкладов (депозитов) и/ или об остатках денежных средств на счетах и вкладах, выписок по операциям на счетах, по вкладам граждан, в том числе ИП за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом. А также потребуются справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств за такой же срок. Фактически это говорит о том, что гражданин должен полностью раскрыться, достоверно и полностью показать свое имущественное положение и предшествующую банкротству экономическую историю. Сокрытие сведений влечет для должника вполне определенные негативные последствия: если гражданин не предоставил необходимые или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве, то освобождение его от долгов не наступит.

    В большинстве случаев собирать и готовить документы потенциальному банкроту придется самостоятельно. Перечень обязательных для представления в суд документов и сведений, определенный законодателем (статья 213.4 закона о банкротстве) и регулирующим органом (Приказ Минэкономразвития N 530 от 5 августа 2015 г.), весьма большой и, очевидно, потребует не только существенных временных затрат, но еще и осмысления, где и какую информацию получать. Не все вопросы через портал госуслуг можно решить. Наверное, если решение о подаче заявления о признании банкротом принципиально принято, начинать собирать документы нужно уже сейчас. Приходится констатировать, что рынок услуг по содействию гражданину в сборе необходимых документов и обращению с заявлением о банкротстве еще практически отсутствует, а потребность в этом достаточно велика. Судя по всему, первое время, если не принимать во внимание дорогих адвокатов, несведущим в бумажных делах должникам придется рассчитывать лишь на единичные программы юридической помощи.

    За последний год позиция законодателей, какими судами должны рассматриваться дела о банкротстве граждан, менялась неоднократно: изначально эти дела приписывались арбитражным судам, имеющим соответствующий опыт. Затем в законопроект были внесены поправки о передаче таких дел в суды общей юрисдикции по мотивам их территориальной доступности. Следом законодатель, видимо, все же осознав специфичность вопросов банкротства, в начале июня этого года внес в закон исправления, возвращающие дела о банкротстве граждан в систему арбитражных судов. И вот, наконец, сейчас мы видим законопроект, выделяющий из дела о банкротстве большое число дел об общем имуществе супругов и даже о подозрительных сделках вновь в суды общей юрисдикции.

    Вопрос об имуществе гражданина или ИП, признаваемого несостоятельным, чрезвычайно значим как для подготовки к процессу банкротства, так и для самой процедуры. Как арбитражному управляющему точно определить, какое имущество должника может и должно быть включено в конкурсную массу, а какое нет? Какое имущество является собственностью исключительно должника, а какое общим и совместно нажитым? Исходя из уже принятых, но еще не вступивших в силу изменений, в конкурсную массу включается все имущество должника (за исключениями, установленными статьей 446 ГПК РФ) и имущество, составляющее его долю в общем имуществе, включая и совместно нажитое супругами, в том числе бывшими. Относительно совместного имущества супругов существует оговорка: "...с последующей после его реализации выплатой супругу (или бывшему супругу) соответствующей доли". Вроде понятно и достаточно конкретно. Но не все: в этой общей собственности супругов еще могут присутствовать доли и/или интересы остальных членов семьи, например детей. Насчет доли общего имущества (которое может быть в общей собственности с третьими лицами) закон умалчивает. В июле этого года депутаты Государственной Думы Владимир Плигин и Владимир Поневежский внесли предложения по изменению законодательства о банкротстве. Авторы предполагают установить порядок разделения имущества, находящегося в совместной собственности супругов. Как уже отмечалось, рассмотрение вопросов о разделе совместного имущества супругов предполагается передать судам общей юрисдикции. По сути, в такой ситуации возникает ряд судебных процессов помимо дела о банкротстве, без решения по которым завершить дело о банкротстве не получится, и оно будет длиться не один год. Этого не произойдет, если такие вопросы будут решаться в деле о банкротстве. Надеемся, что законодатели успеют проработать эти вопросы до 1 октября.

    Поделиться