14.09.2015 00:22
    Поделиться

    В Казани открыли сад в честь знаменитого писателя-земляка

    В столице Татарстана прошел литературно-музыкальный фестиваль "Аксенов-фест"-2015. Друзья и коллеги Василия Павловича в очередной раз собрались в доме-музее писателя, бывшей коммуналке, где он провел детство и юность.

    Среди гостей были неизменные участники фестиваля писатели Александр Кабаков, Евгений Попов, актер Вениамин Смехов, главный редактор журнала "Октябрь" Ирина Барметова. Впрочем, "Аксенов-фест" при всем своем шестидесятническом антураже всегда старается вовлечь в литературную орбиту молодых авторов. Это своего рода завещание самого Василия Аксенова, который вместе с мэром Казани Ильсуром Метшиным учредил здесь премию "Звездный билет" для начинающих прозаиков. В этом году новое поколение представляли писательницы Алиса Ганиева и Гузель Яхина, чей роман "Зулейха открывает глаза" попал в шорт-лист "Большой книги"-2015.

    По традиции в рамках фестиваля Ирина Барметова представила последние находки из архива Аксенова. Это очередная переписка Василия Аксенова с матерью Евгенией Гинзбург.

    Письма были обнаружены в московском доме писателя. Наследники наткнулись на связку, разбирая стол с его бумагами.

    По словам Ирины Барметовой, переписка напоминает общение не сына и матери, а двух коллег, писателей разных поколений. По ней можно проследить, как тяжело давались Аксенову первые шаги в литературе.

    - Он стучался в двери всяческих издательств и журналов, а ему отказывали, - рассказывает она. - А первая его повесть "Коллеги" была заказная вещь. Раньше он об этом просто рассказывал, а теперь мы видим, что это зафиксировано в письмах. Он пришел в "Юность" со своими рассказами, а редактор Валентин Катаев предложил ему написать повесть о трудовой молодежи.

    В одном из писем Аксенов делится с матерью: "Озерова прислала мне в пакете десятка три листов из рукописи с пометками Катаева. Большинство негативных замечаний относится к первой главе - поля так и пестрят: "плохо", "дилетантски", "жуть!" и т.д.".

    Письмо завершается так: "Я тешу себя мыслью, что когда-нибудь у меня создадутся такие условия, что я смогу писать по-настоящему и только свое".

    - Сейчас стало модно тосковать по советским временам, - говорит Александр Кабаков. - И вот тем, кто тоскует, я советую прочитать эти письма. Ужасно даже не то, что тогда была цензура, а то, что люди, в том числе Аксенов, считали это нормальным.

    В завершение фестиваля в Казани открыли сад имени Василия Аксенова. Пока его концепция еще не завершена. В 2016 году там посадят яблони и вишни. А композиционным центром сада станет автопортрет писателя.

    Поделиться