издается с 1879Купить журнал

"Чиж" и "Ёж". О чем писали советские детские журналы сто лет назад

В 1920-е гг. руководство СССР обратило пристальное внимание на воспитание подрастающего поколения, будущих советских граждан. Чтобы передать новые коммунистические идеалы в среду детей, был необходим современный идеологический механизм. Поскольку ни основные педагогические инструменты воспитания, ни книжные издательства не были готовы взять на себя эту задачу, партия начала искать "достойного партнера" в сфере журналистской пропаганды.

Журнал "Ёж" в 1928-м году.

Журнал "Ёж" в 1928-м году.

За годы революции и Гражданской войны дореволюционная пресса потеряла свою идеологическую основу и большинство читателей. Некоторые издания прекратили свое существование и по экономическим причинам. Детская журналистика попала в кризис, издательства детских журналов были закрыты по причине изменения материально-технической базы и бюджетного дефицита1. После закрытия частных издательств первые государственные, централизованные издательства ("Молодая гвардия"; "Правда"; Детгиз) начали печатать новые советские журналы для детей.

Старорежимный опыт

 

Обложка детского дореволюционного журнала "Светлячок"

В начале XX в. в Российской империи существовали два детских журнала, которые выходили два раза в месяц: "Светлячок" (1902-1918) и "Путеводный огонек" (1904-1918).

"Светлячок" стал самым популярным журналом для малышей 4-8 лет. Согласно педагогическим воззрениям XIX в. считалось, что дети не интересуются какими-то особыми темами, их можно развлечь всеми окружающими вещами. Авторы стремились развлечь ребенка, преподать ему жизненные уроки, познакомить с явлениями природы, не касаясь политики. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию - редактор А.А. Федоров-Давыдов не упускал возможность поздравить своих "светлячков" с религиозными праздниками.

Обложка детского дореволюционного журнала "Путеводный огонек"

Для детей постарше был создан художественный научно-литературный журнал "Путеводный огонек". Его содержание включало три раздела: "Из текущей жизни", "Из прошлого" и "По чужим краям" и имело культурно-просветительный характер. Дети и подростки очень любили этот журнал за веселый и доброжелательный настрой. Редактором был тот же А.А. Федоров-Давыдов, который знакомил подростков с историей России. С 1914 г. в журнале стали появляться материалы о Первой мировой войне. Журнал не только просвещал, но и воспитывал любовь к родине.

Для детей среднего и старшего возраста издавался детский иллюстрированный журнал "Маяк"

Для детей среднего и старшего возраста издавался детский иллюстрированный журнал "Маяк" (1909-1918). Был в нем и специальный раздел для самых юных читателей. Его содержание резко отличалось от "Светлячка" и "Путеводного огонька". Редактор И.И. Горбунов-Посадов "Маяка" стремился развлекать детей полезным и интересным чтением и "способствовать развитию в детях самодеятельности, творчества, равной любви к умственному и физическому труду и деятельной симпатии ко всему живому"2. Журнал стремился просвещать и развлекать своих читателей, помещая значительное число ребусов, шарад, головоломок и фокусов.

"Когда я буду большим, я тоже буду большевиком"

Советская власть столкнулась со сложностями в вопросе воспитания детей. Многое приходилось начинать с нуля. Использование дореволюционной литературы Н.К. Крупская вообще считала опасным: "В каждой исторической книжке, в каждой истории литературы отражается мировоззрение того, кто эту книгу написал. В историческую книжку, написанную буржуазным писателем, вложены мысли этого буржуазного писателя, и они влияют на того, кто эту книжку читает"3. Согласно декрету 1922 г. "О революционном трибунале печати" было создано Государственное издательство Наркомпроса РСФСР, в которое вошли издательства ВЦИК, Наркомпроса, московского и петроградского советов. В 1922 г. было основано кооперативное издательство "Молодая гвардия" при ЦК ВЛКСМ. Здесь возникли такие журналы, как "Мурзилка", "Сельская молодежь", "Техника - молодежи", "Юный натуралист", "Молодая гвардия", "Вокруг света", газета "Пионерская правда".

"Мурзилка"

Ежемесячный детский журнал "Мурзилка" (1924) был одним из первых советских детских журналов. Он издавался как приложение к "Рабочей газете", органу ЦК ВКП(б), для детей младшего школьного возраста - от 4 до 7 лет. К сотрудничеству в журнале были привлечены А.А. Федоров-Давыдов, А.Л. Барто, С.Я. Маршак. Детская советская публицистика вобрала в себя накопленный опыт дореволюционной журналистики. Публицистические жанры дореволюционной детской публицистики питались фольклорной и литературной традицией, как и советская детская журналистика. В этом направлении большую помощь оказали литературные группировки, существовавшие вокруг периодических изданий. Однако они столкнулись со значительной проблемой, когда партия поставила перед ними конкретные задачи - учить юных читателей коммунистическим идеалам и не уводить от реального мира.

Редактору журнала "Мурзилка" Н.И. Смирнову удалось найти правильную форму организации материала, одновременно отражающую коммунистическую концепцию и удовлетворяющую требованиям детей. Идеологическая направленность отражена в оформлении обложки журнала. На обложке N 2 за 1924 г. изображен мальчик в очках, рядом с ним доска, на которой написано: "Когда я буду большим, я тоже буду большевиком". На обложке пятого номера впервые изображен новый символ - ребенок с барабаном. В этом же номере печатаются заметки о жизни пионеров под лозунгами: "Пионер хоть малый в семье трудовой, отбивает шаг как бравый воин молодой"; "Пионеры, раздувайте вы свои костры и на них богов сжигайте, вы свободны и сильны!"4 В этих лозунгах отражалась идеология антирелигиозной борьбы того времени. Чтобы вызвать интерес детей, на последней странице каждого номера печатались детские рисунки под рубрикой "Мурзилкина выставка картин".

Несмотря на постоянно растущую популярность журнала (тираж за первые годы вырос до 20 000 экземпляров), журнал не был свободен от недостатков. Большинство публикаций казались юным читателям сухими и скучными. Эта проблема нашла отражение в письмах детей в редакцию. Необходимо было найти эффективное сочетание задач идеологического воспитания и интересов детей. В 1920-е гг. "проводилось достаточно большое количество социологических исследований, выяснявших идеологию, жизненную и профессиональную ориентацию, запросы и интересы детей, подростков и молодежи, влияние на них условий жизни, классовой принадлежности, трудовой деятельности, литературы, искусства, пионерской организации"5. Известные ученые в сфере педагогики пытались сочетать партийную идеологию и воспитание с интересом ребенка к познанию мира.

В 1925 г. "Мурзилка" вышел с новыми темами, рожденными советской действительностью: рассказами о жизни советских детей, о новой деревне, об отрядах юных ленинцев, о природе. Улучшилось оформление журнала - оно стало больше соответствовать интересу детей. В 1926 г. его тираж вырос до 150 000 экземпляров, и журнал стал самым массовым среди советской детской периодики.

1928 год принес в жизнь редакции большие изменения. Поэты и писатели, сотрудничавшие с журналом с момента его создания, уволились, главные редакторы быстро сменяли друг друга. При закрытии частных издательств партия пытались централизовать издание детской периодики. Таким образом, издание советских детских журналов оказалось под присмотром Центрального бюро юных пионеров.

Одной из главных особенностей журнала "Мурзилка" стало возрождение публицистического формата. "Мурзилка" пережил крах советского режима и издается по сей день.

Маршак и его команда

В 1922 г. начал издаваться журнал "Воробей" (в последний год издания, 1924-й, называвшийся "Новый Робинзон"). Он был адресован детям от 8 до 12 лет. В его редколлегию вошли члены литературного кружка Маршака: О.И. Капица, Б.С. Житков, В.В. Бианки, Е.П. Привалова. Журнал был нацелен на тесное сотрудничество с педагогами. Издатель журнала "Петроградская правда" взял на себя финансовые расходы, связанные с издательским делом. Подробнее задачи журнала изложены в обращении главного редактора З.И. Лилиной, напечатанном в первом номере. Обращаясь к педагогам и родителям, она писала: "Ведь наши 8-12-летки - дети войны и революции. Они еще в колыбели пережили последствия великих мировых потрясений. Травмы, нанесенные им в эти тяжелые годы, залегли в них глубоко и дают о себе знать в своеобразии психологии современного ребенка, в его чрезвычайной впечатлительности и нервозности, в его преждевременной зрелости, в специфичности вопросов и запросов, выдвигаемых нынешним 8-12-летним ребенком"6. В том же номере были напечатаны вопросы к родителям о темах, интересующих детей. Таким образом, с начала 1920-х гг. детские журналы стали платформой для педагогической дискуссии.

Предшественник "Нового робинзона" детский журнал "Воробей" делал упор на юморе и познавательности, но не выдержал конкуренции и был перепрофилирован.

В 1924 г. редакция "Воробья", а потом "Нового Робинзона" стала основой для вновь созданной детской редакции Госиздата (впоследствии - Детиздат). С.Я. Маршак был первым сотрудником М. Горького, создавшего издательство детской литературы (Детгиз). По причине отсутствия профессионально подготовленных детских журналистов Маршак пригласил поэтов и писателей сотрудничать с редакцией. Возник и цензурный аппарат. В каждом отделе Госиздата, в том числе в Детиздате, осуществлялся тотальный идеологический контроль.

Рассмотрим в качестве примера журнал "Воробей" за 1924 г. В письме З. Лилиной говорилось о том, что детей "волшебною сказкою, феями, эльфами и королями не заинтересуешь..."7 Она полагала, что ребенку нужна другая литература - реалистическая, касающаяся окружающего мира детей. На практике большинство публикаций журнала не отвечали этой установке. В том же номере был напечатан юмористический рассказ В.В. Бианки про воробья и его друзей, история В. Ермолаева о зверях, которые стали людьми. В конце журнала помещались шарады, загадки, шутки.

Предшественник «Нового робинзона» детский журнал «Воробей» делал упор на юморе и познавательности, но не выдержал конкуренции и был перепрофилирован.

По внешнему виду журнал напоминал дореволюционный "Светлячок". Первые его номера выходили как альманах и включали три раздела: "Литературный отдел", "Ученый воробей" и "Дневник воробья". С четвертого номера появились новые рубрики: "Лесная газета", "Умный фотограф". В них обсуждались темы школьных предметов.

В 1924 г. вышло в свет много новых журналов для детей. Возможно, из-за этого тираж "Воробья" резко уменьшился - со 150 000 до 3000. Ленинградский обком и горком ВКП(б), издававшие журнал, и главный редактор стояли на распутье: либо завершить печатание журнала, либо искать пути для привлечения читателей.

В апреле 1924 г. Маршак внес новые идеи по оформлению и содержанию журнала. С четвертого номера он стал называться "Новый Робинзон". В содержании отразилось стремление редакции связать коммунистическую идеологию с интересами молодежи. Интересам ребенка отвечали новые разделы журнала, например, "Бродячий фотограф", где ребенок знакомился с событиями окружающего мира не только родной страны, но и зарубежья. Читая раздел "Лаборатория Нового Робинзона", ребенок учился полезным бытовым навыкам. Журнал приобрел не только развлекательный, но и учебно-воспитательный характер.

В майском номере "Нового Робинзона" за 1924 г. впервые были напечатаны статьи о жизни октябрят. С одиннадцатого номера "Новый Робинзон" получил новую обложку, на которой был изображен мальчик с барабаном и лозунгом "Будь готов!".

Журнал

С середины 1924 г. начался процесс сокращения частных издательств. Ленинградский обком и горком передали журнал "Новый Робинзон" Северо-Западному бюро детской коммунистической организации юных пионеров имени В.И. Ленина и ленинградскому губкому ВЛКСМ. При этом сократилось число сотрудников редакции. Уволили большинство поэтов, писателей, включая Маршака, с их особенным юмором, благодаря которому журнал привлекал юных читателей. Тем не менее, декабрьский номер достиг рекордного тиража - 100 000 экземпляров. Однако с середины 1925 г. "Новый Робинзон" издаваться перестал. Журнал был закрыт в результате резкой критики педологов и комсомольских деятелей за излишнюю занимательность и отсутствие директивных материалов8.

1927 и 1928 годы стали переломными для советских детских журналов. По инициативе Крупской при закрытии частных издательств издание советских детских журналов сосредоточилось в руках центрального бюро юных пионеров. К концу 1920-х гг. были закрыты детские журналы "Новый Робинзон", "Барабан" и все сатирические журналы.

В 1927 г. руководство детского отдела Ленгиза приняло решение об издании нового детского журнала "Еж" (Ежемесячный журнал), рассчитанного на читателей 10-14 лет. Официально журнал был органом центрального бюро юных пионеров. Ответственным редактором был назначен член ВКП(б) А. Лебеденко, но творческий коллектив сформировал Маршак.

В журнале сотрудничали талантливые авторы "Воробья" и молодые участники литературной группы ОБЭРИУ (объединение реального искусства). Содержание журнала формировалось на основе дореволюционной традиции, сочетавшейся с новациями. Редакция получала и публиковала письма детей. Часто появлялись статьи, относящиеся к повседневной жизни. Например, "Сколько тебе лет?"9, "Праздник"10. Печатались статьи на острые дискуссионные темы: "Кому нужна религия?"11 или "Товарищ ли нам учитель?"12 В конце каждого номера Маршак помещал свои стихи для детей, а поэты, писатели и художники придумывали истории для развития воображения, активизации восприятия детей и побуждения их к творчеству. В 1930 г. тираж достиг 125 000 экземпляров.

Новому журналу

После смещения в 1929 г. А.В. Луначарского с поста наркома просвещения Маршак уже не мог играть важную роль в жизни журнала. Редактором стал коммунист Николай Олейников. Содержание журнала заметно изменилось: его страницы заполнили статьи о задачах первой пятилетки ("Тысяча и одна задача", "Цифры-картинки"13). По инициативе Олейникова появились новые разделы, относящиеся к бытовой стороне жизни детей: "Учитесь писать стихи"14, "Скорая помощь"15. Судя по тиражу (125 000 экземпляров), журнал сохранил свои позиции.

Школа Павликов Морозовых

На рубеже 1920-1930-х гг. завершалось создание советской системы образования. Вся деятельность школ, в том числе содержание образования, были унифицированы. Появились единые обязательные программы и учебные планы, единые учебники. Были строго запрещены любые эксперименты и творческий поиск, связанные с воспитанием детей. Усиливалось идеологическое и административное давление на детские журналы. Цензоры Главлита внимательно следили за так называемым "нежелательным контекстом".

Обложка журнала

В 1930 г. начал издаваться ежемесячный журнал "Чиж" для детей младшего возраста 5-8 лет (орган центрального бюро юных пионеров, Главсоцвоса и ленинградского облбюро детских коммунистических организаций). Содержание журнала гармонично сочеталось с требованиями и целями воспитания подрастающего поколения. Главный редактор, организатор первых пионерских отрядов Георгий Дитрих (1906-1943) ставил целью воспитывать в малышах дух коллективизма, прививать дисциплинированность, любовь к труду, навыки здорового быта. Журнал учил детей решать основные бытовые задачи, с которыми ребенок сталкивался в жизни: "Как вытирать пол под шкафом"16, "Как наливать молоко, как лить из большой бутылки в маленькую"17 или "Как научиться узнавать по часам, который час"18.

Журнал

Журнал "Чиж" был богат интересными статьями и художественными иллюстрациями. Более четко, чем другие детские журналы, он был ориентирован на советскую реальность в соответствии с линией официальной пропаганды. Редактор обращался к детям: "Этот номер прочитай сам и прочти вслух другим ребятам. Пусть и они узнают, как мы продолжаем Октябрьскую революцию, с какими врагами мы боремся, что строим, как проводим праздник, как проводят его за границей наши маленькие иностранные товарищи"19. В соответствии со сталинским тезисом об усилении классовой борьбы в условиях строительства социализма пропаганда разжигала рознь в обществе. При этом школа и семья не остались в стороне. О расколе между школой и семьей в вопросах воспитания писал журнал "За коммунистическое воспитание": "Плохо, когда родители оторваны от школы, когда воспитание в семье ученика резко отличается от принципов коммунистического воспитания и морали, которые дает школа"20. По письмам детей, опубликованным в журнале "Чиж", можно исследовать процесс изменения отношения детей к родителям. Петя Сергеев писал в редакцию: "А матери тоже про ученья не понравилось. Ты - говорит,- не баловался бы, а лучше по хозяйству бы помог. А отец смеется, что она со мной, как с девчонкой, возится. Отец меня всегда водкой угощает: на! Выпей. Он сам каждый день пьет"21. На страницах детского журнала все чаще и чаще публиковались письма, в которых дети жаловались на своих родителей, которые не пускали их в школу, держали дома иконы. К середине 1930-х гг. детские журналы окончательно превратились в средство партийной пропаганды. На их страницах публиковались призывы к борьбе против врагов, которых следовало выявлять и внутри семьи.

В 1920-30-е гг. в СССР была создана новая сеть журналов для детей. Перед ними стояла задача формировать мировоззрение нового советского типа, влиять на развитие личности будущих строителей нового общества. Детские журналы, как и первые советские учебники, давали юным читателям энциклопедические знания о мире, воспитывали трудовые навыки, развивали творческие способности. Однако становление советских детских журналов проходило под бдительным партийным контролем. Новая детская публицистика нуждалась в поддержке со стороны государства и получила ее в полном масштабе. В 1920-е гг. советские детские журналы подвергались критике за отрыв от реального мира. Власть требовала публиковать не сказки и стихи, а статьи о жизни детей. К середине 1930-х гг. переворот в детской журналистике завершился, издания были насыщены пропагандистскими статьями, призывавшими бороться с врагами и выявлять их везде, где только можно.


1. Окороков Н. Октябрь и крах русской буржуазной прессы. М., 1970. С. 313. 
2. Объявление редакции "Маяк" (Москва). 1914. N 1. С. 30.
3. Крупская Н.К. Семнадцатый год. М., 1925. С. 23.
4. Мурзилка. 1924. N5. С. 2, 4.
5. Соколова Э.С., Федорова Н.И. Дети и детские организации России в XX веке. История и современность глазами социологов. М., 2007. С. 47.
6. Письмо от редактора // Воробей. 1922. N 1. С. 1.
7. Письмо от редактора // Воробей. 1924. N 1. С. 1.
8. Колесова Л.Н. Детские журналы Советской России 1917-1977. Петрозаводск, 1993. С. 34-35, 84-87.
9. Еж. 1928. N 2.
10. Еж. 1928. N 3.
11. Еж. 1930. N 7.
12. Еж. 1930. N 9.
13. Еж. 1929. N 10.
14. Еж. 1929. N 4.
15. Еж. 1929. N 6.
16. Чиж. 1930. N 1.
17. Чиж. 1930. N 4.
18. Чиж. 1930. N 2.
19. Чиж. 1931. N 10. С. 1.
20. Александров С. Опыт работы с родителями // За Коммунистическое воспитание. 1930. N 5. С. 59-60.
21. Чиж. 1931. N 8.