10.09.2015 00:35
    Поделиться

    Американцы заинтересовались мобильными приложениями для вызова врача

    Развитие мобильных сервисов открыло новую нишу на медицинском рынке США. Как сообщает Wall Street Journal, в последние годы все большую популярность набирают небольшие компании, предлагающие услуги по вызову врача на дом или в офис через приложение на смартфоне. Пока это, как правило, локальные сервисы, работающие в отдельном городе или штате. Суть у всех схожая, хотя детали в подходах к обслуживанию могут различаться.

    Например, в Нью-Йорке есть сервис Pager, через который можно вызвать врача или сиделку за 200 долларов. Heal, покрывающий Лос-Анджелес, Сан-Франциско и часть других городов в Калифорнии, обещает визит доктора в течение часа всего за 99 долларов.

    Компания RetraceHealth, работающая в штате Миннеаполис, предлагает клиенту сначала связаться и проконсультироваться с медсестрой по видеосвязи, что стоит 50 долларов, а при необходимости она приедет на дом, например, чтобы взять анализы. Домашний визит обойдется в 150 долларов. По схожему принципу действует сервис MedZed в Атланте (штат Джорджия): сначала к пациенту отправляется медсестра, проводит первичный осмотр, берет анализы, а затем она по ноутбуку в режиме видеозвонка связывается с доктором, который удаленно назначает лечение.

    Медики по вызову могут оказать первую помощь, обработать раны, наложить швы, сделать прививку. А миниатюризация медицинских устройств в последние годы позволяет таким мобильным докторам без труда переносить с собой целую лабораторию, включая анализаторы крови, ультразвуковые приборы.

    Стоимость услуг по американским меркам невысокая. Для сравнения: консультация у врача в офисе стоит 150-300 долларов. Минус в том, что обращения в мобильные сервисы обычно не покрываются страховыми компаниями, услугами которых пользуются многие американцы. Но возможность вызвать врача к себе в удобное время, а не искать время для поездки в клинику и ждать в очереди, для многих с лихвой перекрывает дополнительные расходы.

    К обслуживанию по вызову возникают и другие вопросы. Например, как контролировать качество услуг или насколько возможно обеспечить гигиенические условия при обработке открытых ран в домашних условиях. Многие из таких компаний приобретают страховку на случай врачебной ошибки. Однако, как отмечает газета, в целом издержки мобильных сервисов остаются низкими, что позволяет им предлагать привлекательные цены на свои услуги.

    Для жителей России вызов врача на дом не звучит как что-то сверхъестественное, но в США в последние десятилетия практика посещения пациента на дому практически сошла на нет. Система здравоохранения здесь коммерческая, и любому доктору выгоднее работать в офисе, где он может обслужить в 2-3 раза больше клиентов и, соответственно, больше заработать. Так что пациентам самим приходится отправляться к врачу, ведь вызов на дом если и возможен, то обойдется в круглую сумму. Если же американец плохо почувствовал себя среди ночи или в выходной, то практически единственный выход набрать 911 или доехать до отделения "Скорой помощи" самому. Горе тому, кто попадет в такую ситуацию, не имея медицинской страховки.

    Мне доводилось пару раз обращаться с ребенком в детское отделение "Скорой помощи". После двух часов ожидания в очереди даже за минимальный набор услуг - измерение температуры, осмотр горла и уха, рекомендация наблюдаться у лечащего врача - счет выставили на 1,2 тыс. долларов (!). Если же приехать с травмой, требующей хирургического вмешательства, сумма счета может превысить и 10 тыс. долларов. Потому, например, получив болезненную, но явно не угрожающую жизни травму, многие встают перед двумя крайностями: то ли за баснословные деньги обращаться в "Скорую помощь", то ли не делать ничего вообще, обойтись своими силами.

    Теперь же мобильные сервисы заполняют нишу между этими крайностями, дают возможность американцам получить первую помощь за умеренную сумму. С такими проектами сотрудничают и сетевые клиники, и службы "Скорой помощи". Именно из этих соображений исходили при оптимизации работы службы спасения 911 в Денвере (штат Колорадо). Если оператор по телефону выясняет, что жизни звонящего ничего не угрожает и помощь можно оказать на месте, то к нему отправляется не стандартная карета "скорой помощи", которая за 2-3 тыс. долларов довезет до госпиталя, а врач по вызову через сервис True North, что обойдется всего в 200-300 долларов.

    Пожалуй, наиболее тесные аналогии здесь можно провести с сервисом Uber, позволяющим через онлайн-приложение на смартфоне найти, вызвать и оплатить частного водителя, что нередко обходится дешевле обычного такси. В других сервисах такого рода можно оставить запрос на совместную поездку с кем-либо, имеющим свободное место в машине и передвигающимся схожим маршрутом.

    Любопытно, что в отличие от рынка такси появление мобильных сервисов на медицинском рынке не встречает негативной реакции у работающих по традиционным схемам докторов и клиник. Для врачей это не столько конкуренция, сколько дополнительная возможность самим подзаработать в свободное от работы время.

    Кстати

    Развитие таких сервисов укладывается в более общую тенденцию к росту "совместного потребления" товаров и услуг в США. На рынке услуг современные коммуникационные технологии предоставляют платформы для прямого общения поставщиков услуг и пользователей, у которых возникла оперативная потребность в такой услуге.

    То же на рынке товаров. Появился новый, не характерный для капитализма феномен: все больше людей предпочитают не покупать товары в собственность, а пользоваться ими вместе. Появились десятки онлайн-сервисов, на которых можно позаимствовать нужную вещь на необходимый срок не у крупной компании, а у таких же рядовых пользователей неподалеку. Найти за минуты можно все, что заблагорассудится, от роскошного особняка на ночь до доски для серфинга или винтовки.

    Помимо развития Интернета мощный импульс "совместному потреблению" придал финансовый кризис 2008 года, когда экономический спад, рост безработицы и снижение доходов заставили американцев затянуть пояса потуже и рачительнее подходить к своим расходам, задумываться, стоит ли, например, покупать вещи, используемые лишь время от времени, или же дешевле при случае одолжить их у того, кому они сейчас не нужны.

    Поделиться