10.09.2015 00:21
    Поделиться

    В крупнейшей онкобольнице Москвы открылась электронная приемная

    Ежегодно раком заболевают 40 тысяч москвичей. При этом на весь город приходится 2 тыс. онкологических стационарных коек. Столичные онкологи говорят откровенно: если бы не современное оборудование, имеющееся у них, с такой динамикой роста заболеваемости пациентов пришлось бы укладывать в больницы друг на друга. Как сегодня диагностируют и лечат злокачественные опухоли, "РГ" показали в Московской городской онкологической больнице N 62.

    Рентген на все руки

    "Вот, смотрите: это опухоль в легком", - заведующая рентгеновским отделением Татьяна Павленко показывает на экране компьютера пятнышко, едва заметное невооруженным глазом. Лет пять назад врачи такую крохотную опухоль вряд ли бы разглядели. А если какой гениальный онколог и пошел бы на поводу собственной интуиции - больного загоняли бы по рентгенам, УЗИ, КТ и МРТ, обеспечив его ударной дозой облучения. Сейчас в 62-й больнице стоит пока единственный в системе столичного здравоохранения цифровой рентгеновский аппарат экспертного класса, который при минимальной дозе радиации способен разглядеть новообразование размером с игольное ушко. Человека, чью опухоль мне показали, прооперировали "точечным" лазерным способом, не вспарывая при этом полспины, и через три дня отпустили с больничной койки домой - с очень благоприятным прогнозом.

    "Структура онкологической службы всегда выглядела так: диспансер-стационар, соединенный с поликлиниками", - рассказывает главврач 62-й больницы Анатолий Махсон. Но Москва - слишком большой город, а рак - слишком дорогая болезнь. Диспансеры пришлось бы плодить в каждом округе, и весь медицинский бюджет тратился бы только на их оснащение. Поэтому в 60-х годах в столице начали появляться специализированные онкобольницы без первичного поликлинического звена. Диагноз людям ставили на местах, а получить помощь они могли в клинике, имеющей возможность сосредоточиться на внедрении прогрессивных методов лечения.

    На два дня в стационар

    Впрочем, когда Махсон в 1972 году пришел хирургом в 62-ю больницу, всю ее диагностическую базу составляли рентген да руки врачей. Но именно потому, что эти руки не разрывались между поликлиникой и больницей, они научились делать то, чего не делают больше нигде. Например, возвращать голос после удаления пораженной раком гортани - впервые в стране устанавливать голосовые протезы стали именно в МГОБ N 62. "Сейчас у нас 9 специализированных хирургических отделений и некоторые из них до сих пор - единственные на всю Москву", - говорит главный врач. Только здесь ставят на ноги пациентов с поражением опорно-двигательного аппарата, которым в других больницах в качестве единственно возможного метода лечения предлагается ампутация. Только здесь освоили конструктивную пластическую онкологию, сводящую к минимуму все видимые операционные дефекты.

    Но главное - здесь работают асы морфологической диагностики, которые "разбирают" опухоль на мельчайшие составляющие и в зависимости от того, что в них находят, определяют способы лечения. Это раньше всех без исключения раковых больных посылали на химиотерапию, честно предупреждая: возможны осложнения. Сейчас смотрят на морфологию: вот эту опухоль лучше возьмет химия, а здесь нужна лучевая терапия или другие методы... Такой детальный разбор полетов позволяет сократить время пребывания пациентов в клинике до 2-4 дней, вместо привычных двух-трех недель.

    Конечно, без современной технической "начинки" такие успехи вряд ли возможны. 62-я больница имеет три диагностических компьютерных томографа, два МРТ, два компьютерных томографа с линейными ускорителями, 10 УЗИ-аппаратов экспертного класса. Но кто бы знал, как они Махсону достаются. "Чиновники, отвечающие за госзакупки, искренне не понимают: зачем я выпрашиваю очередной аппарат стоимостью в несколько представительских автомобилей, когда в больницу уже поставили аналогичный, но классом пониже и подешевле", - делится главный врач. У чиновников другая система мер и то, что у нового аппарата проходимость в два раза выше, а значит, врачи смогут принять вдвое больше больных, находится в ней далеко не на первом месте. Поэтому то, насколько быстро появится в клинике очередная медицинская новинка, зачастую зависит только от настойчивости главврача.

    Каждый первый

    Ежедневно в 62-ю больницу приезжают до 200 человек. И по направлениям, и самотеком, благо клиника работает по системе ОМС, и для москвичей ее услуги бесплатны. Но это не ближний край - больница находится в Красногорском районе Подмосковья, на территории бывшего санатория, когда-то созданного в зеленой зоне, подальше от цивилизации. Добираться туда на общественном транспорте - то еще удовольствие.

    До недавнего времени на приеме больных работали два окошка регистратуры. Их же сотрудники отвечали и на телефонные звонки. "Дозвониться до регистратуры было практически невозможно, многие пациенты приезжали наудачу, - говорит Махсон. - Отправить восвояси ни с чем онкологического больного рука не поднимается, если человек приехал, он должен попасть к врачу". Поэтому сидели пациенты в коридорах, дожидаясь первичного приема, по 3-4 часа. Но несколько дней назад в больнице заменили традиционную регистратуру на современный регистрационно-справочный центр. И теперь пациенты в регистратуре будут задерживаться не дольше получаса. Это если приехали самотеком. А если по записи - и того меньше: 10-15 минут. Для этого к двум прежним окнам регистратуры добавили еще два. На входе в новое приемное помещение поставили инфомат, подобный тем, что работают в МФЦ. Получил в банкомате талон с номером очереди - и садись на мягкий диван, ожидай, когда твой номер загорится над одним из окошек регистратуры.

    Помимо окон, работающих на живую очередь, в больнице появились три отдельных справочно-консультационных окна. Дозвониться до специалистов и записаться на прием или консультацию теперь труда не составит. Электронная система записи позволяет попасть к врачу в конкретный день и в конкретное время. А через пару месяцев главврач обещает открыть еще и консультативное отделение, где сейчас завершается реконструкция. И тогда те, кто приезжает самотеком, окажутся избавленными от беготни по всем специалистам поочередно, чтобы подтвердить поставленный им диагноз и определить, действительно ли они нуждаются в лечении, которое не могут получить рядом с домом. "Каждый третий больной приезжает к нам напрасно", - констатирует Махсон. В ряде случаев стационарные онкоотделения на местах могут обеспечить лечение не хуже. Новое консультативное отделение и возьмет на себя функции диспансера, который поможет человеку определить: не проще ли будет вылечиться в шаговой доступности? Заметьте логику: регистратура - первое, с чем сталкивается человек, приезжающий в 62-ю больницу, модернизирована в последнюю очередь. Да, можно было бы с нее и начать - это не самые большие расходы на модернизацию материально-технической базы лечебного учреждения. Но какой смысл доводить до совершенства вывеску, если за этой вывеской больше ничего нет?!

    Кстати

    Самые распространенные виды онкологических заболеваний в Москве - рак молочной железы у женщин и рак легких, желудка и предстательной железы - у мужчин. Онкологи утверждают: любая опухоль, выявленная на ранней стадии, вылечивается в 90% случаев. Но, например, в США, где введен обязательный скрининг для женщин, без результатов которого даже терапевт не принимает, от рака груди вылечивают 93% больных. А в Москве - 75%. Практически в каждой столичной поликлинике установлены маммографы, на которых женщин после 45 лет обследуют бесплатно. Но они до сих пор загружены не в полную силу. Не идут у нас люди к врачу до того, пока опухоль не чувствуется руками. Но когда она чувствуется - это уже далеко не первая стадия рака.

    Поделиться