08.09.2015 21:30
    Поделиться

    Избирательная кампания в РФ ознаменовалась отсутствием громких скандалов

    Ключевая роль теперь отводится налаживанию сотрудничества между партиями, кандидатами и разными политическими силами
    В единый день голосования 13 сентября будут избирать губернаторов в 21 субъекте Федерации. В 11 регионах состоятся выборы в региональные парламенты. Нынешняя избирательная кампания ознаменовалась отсутствием громких скандалов и наметившейся тенденцией сотрудничества между разными политическими силами.

    Единый день голосования, назначенный на второе воскресенье сентября, проводится в России с 2013 года. В 2012 году стартовала политическая реформа, направленная на либерализацию законодательства. В частности, было снижено требование к численности политической партии с 40 тысяч до 500 человек, также были отменены ограничения по численности региональных отделений. В результате в нашей стране в данный момент зарегистрировано 78 политических партий. Одновременно были восстановлены прямые выборы губернаторов. Вместе с тем был введен механизм поддержки выдвижения кандидатов в виде сбора подписей муниципальных депутатов. Началась реформа местного самоуправления.

    Еще одно нововведение - выборы в Государственную Думу в 2016 году пройдут по смешанной системе: по партийным спискам и мажоритарным округам. Новую культуру организации выборов декларирует и Центральная избирательная комиссия. Для членов региональных и муниципальных избиркомов в предвыборный период проводились профессиональные учебы. Члены избиркомов на местах прекрасно осведомлены о том, что фальсификации на выборах преследуются уголовным законодательством, и они не горят желанием поменять новый и весьма солидный статус члена избиркома на тюремную камеру.

    Новые правила достаточно лояльно были восприняты элитами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Всего за 3 года законодательные нововведения заработали как целостный механизм, не дающий сбоев. Политическая система сейчас выглядит гораздо более стабильной и сбалансированной, чем несколько лет назад. Выборы последних лет обходились без грандиозных скандалов в отличие от избирательных кампаний 2010-2011 годов, когда "Единая Россия" фактически выступала главным политическим монополистом, выталкивая оппозицию на обочину. Как результат несистемная оппозиция шла "в последний и решительный бой" на просторах Интернета, где активно формировала ядро поддержки, последовавшее за ней на Болотную площадь по итогам выборов в Госдуму 2011 года.

    Политическая система до реформы исключала оппозицию из предвыборного процесса. Обновленная политическая система, напротив, включает. Потенциально двери открыты для всех конструктивных сил. Однако кандидатам требуется пройти своего рода "фэйсконтроль", защитные механизмы срабатывают, чтобы не допустить крайностей, скатывания к хаотичным избирательным кампаниям 90-х годов.

    В нынешней ситуации уже невозможно, например, представить, чтобы главного оппозиционного кандидата можно было с легкостью снять с выборов дней за пять до дня голосования. Даже если этого усиленно желает главный претендент на высший пост в регионе, представляющий действующую власть. Сейчас можно наблюдать обратную тенденцию. В ходе нынешней кампании в конце августа Верховный суд восстановил на выборах губернатора Омской области выдвиженца КПРФ Олега Денисенко. Другой пример: в середине августа Костромской облизбирком зарегистрировал в выборах в областную думу список партии ПАРНАС. "Единая Россия" в каждом регионе помогает другим партиям собирать подписи муниципальных депутатов. Власть только и занята тем, что "подыгрывает" оппозиции. Представить такое 5 лет назад невозможно. Это, правда, не мешает некоторым оппозиционерам по привычке кричать, что их душит сплошной административный ресурс...

    Безусловно, предвыборные скандалы периодически возникают, однако в большинстве случаев они искусственно создаются для привлечения дополнительного внимания со стороны электората. Этот прием особенно актуален для партий, которые достаточно поздно включились в предвыборную гонку и пытаются соответствующим образом набрать очки.

    В нынешней региональной кампании участвуют 25 политических партий. Кандидаты от 16 партий выполнили все требования закона к регистрации в губернаторы и собрали подписи муниципальных депутатов. Эту процедуру удалось осилить даже кандидатам от 12 малых партий. Так, "Гражданская платформа" и "Казачья партия России" выставили по три кандидата, "Партия пенсионеров" и "Яблоко" заявили по четыре, "Коммунисты России" и "Российская партия пенсионеров за справедливость" - по шесть, "Патриоты России" и "Родина" - по девять. Парламентские партии выдвинули 76 кандидатов и идут на выборы во всех субъектах Федерации: "Справедливая Россия" присутствует в каждом из 21 региона, "Единая Россия", КПРФ и ЛДПР - в 20. В общей сложности на губернаторство претендуют 98 человек. Можно ли назвать это отсутствием конкуренции? Особенно если сравнить с периодом десятилетней давности.

    Вместе с тем 14 политических партий уже имеют право участвовать в выборах в Государственную Думу в 2016 году, так как получили необходимое количество депутатских мандатов на региональных выборах. В начале сентября ЦИК представил новую нарезку 225 одномандатных округов, которые будут использоваться на выборах в Госдуму. Согласно новым границам некоторые крупные города были разделены на несколько округов. В результате в ряде округов часть города оказалась объединенной с сельской местностью. Кандидатам теперь придется посмотреть на разную Россию и проявить немало талантов, чтобы склонить на свою сторону симпатии разнообразных групп населения.

    Однако главное отличие новой политической системы в другом. Ключевая роль теперь отводится налаживанию сотрудничества между партиями, кандидатами и разными политическими силами. На выборах всех уровней распространенной практикой стал диалог. Вспомним, в прошлом федеральном электоральном цикле "Справедливая Россия" ожесточенно противостояла "Единой России". Современная ситуация кардинально поменялась. Теперь не исключена ситуация, когда губернатор, который представляет "Единую Россию", в порядке вещей может выдвинуть на пост сенатора кандидата от "Справедливой России". Так, врио губернатора Омской области Виктор Назаров предложил депутату Государственной Думы от "Справедливой России" Елене Мизулиной войти в тройку кандидатов в сенаторы от региона. Два года назад похожая ситуация произошла во Владимирской области. "Справедливая Россия" поддержала выдвинутую единороссами на пост губернатора Светлану Орлову, а она, в свою очередь, предложила в сенаторы тогдашнего депутата Госдумы эсера Антона Белякова.

    Консенсус стал нормой политической жизни. В диалог не вступает лишь несистемная оппозиция. И это не удивительно: ни для кого не секрет, что несистемщики играют на стороне Запада, так сказать, "поют с чужого голоса". Они не разрабатывают и не предлагают программ развития, они принципиально стоят на почве разрушения сотрудничества, пытаются привлечь к себе внимание путем скандалов. Безусловно, случаются конфликты и в рядах региональных единороссов, когда потенциальные кандидаты, например, переоценив свои возможности и уровень поддержки, проигрывают праймериз, а потом возмущаются в СМИ. Однако это обстоятельство лишь добавляет интереса предвыборному процессу и никак не задевает равновесие политической системы.

    Наивно было бы полагать, что нынешние выборы предсказуемы на 100 процентов и не принесут никаких сюрпризов. Впрочем, в любом случае неожиданности не будут носить глобального характера и не приведут ни к каким потрясениям, о которых мечтает несистемная оппозиция.

    Поделиться