08.09.2015 00:41
    Поделиться

    Эксперт объяснил, зачем нужна ассоциация потребителей IT-услуг

    Существуют две технологии продвижения: push и pull. В первом случае новый продукт "проталкивается" на рынок путем убеждения потребителя в том, что ему это нужно. Во втором случае - изготавливается под запрос. Для IT-сферы важен именно второй вариант, ведь сегодня очень небольшое количество крупных внедренческих проектов типа ERP, MES, АСУ ТП заканчивается результативно, в том числе при автоматизации госсектора. Чаще всего отвечать за это приходится именно заказчику - прокуроров и общественность интересует, на что он потратил бюджетные деньги. И никто не задается вопросом, что дело, возможно, не в чьем-то желании украсть, а в том, что выбирать не из чего.

    Как правило, чем сложнее система, тем выше процент неудачных внедрений. Речь идет о ПО и отечественного, и зарубежного производства. Потому что любая программа - это, по сути, алгоритм, откуда компании знают, какой именно алгоритм нужен заказчику? Они просто предлагают свои и говорят, что это лучшие практики. На самом деле - далеко не факт.

    Отсюда родилась идея создать площадку, где потребители будут четко и как можно более полно формулировать свои запросы производителям, а последние - делать то, что востребовано рынком, не витая в эмпиреях. В рамках ассоциации потребителей IT-услуг планируется сообща разрабатывать стандарты, на основе которых заказчики смогут составлять техзадания без опаски быть обвиненными в ориентированности на конкретного подрядчика. Это логично накладывается на новую контрактную систему, где предпринимается попытка отойти от ценовой конкуренции. В IT-сфере она бессмысленна, нужна функциональная.

    Нельзя сказать, что сегодня похожих площадок нет. Наоборот, их много: рабочие группы при федеральном министерстве связи, несколько отраслевых комиссий в РСПП, "Деловой России", но их действия несогласованны, к работе привлекаются не все заинтересованные стороны, в том числе из среднего и малого бизнеса. Мы видим ассоциацию потребителей IT-услуг как некоммерческую и негосударственную структуру. Можно создавать бесконечные комиссии при каждом департаменте, но они будут заниматься очень узкими направлениями и не будут учитывать интересы соседей - в результате опять получим продукты, которые плохо согласуются между собой.

    Для масштабирования IT-стандартов до национального уровня ассоциация не должна ограничивать свою деятельность регионом, но с чего-то ведь надо начинать. Решили в качестве базы выбрать Екатеринбург, который сейчас занимает второе место в России по потреблению и разработке ПО. Этот город имеет сильное конкурентное преимущество за счет технической базы и кадров. По количеству трудоспособного населения, занятого в IT-отрасли (2,6%), Урал можно сравнить с Западной Европой. Вступать в ассоциацию смогут все, в том числе и разработчики софта, и даже программисты-фрилансеры, но основными участниками должны стать заказчики, в первую очередь госструктуры и крупный бизнес. На наш взгляд, государство, у которого огромный объем разрозненных проектов по информтехнологиям, больше других заинтересовано в упорядочении рынка. С помощью стандартов IT-услуг можно будет решить многие долгоиграющие проблемы, к примеру, с электронным правительством. Уже пошла третья его реинкарнация: первая была полностью провалена, на второй создали портал госуслуг, который содержит не более 5% опций от того, что планировалось. Не менее актуальны стандарты IT-услуг в здравоохранении, полиции, где до сих пор многие вещи оформляются в Word. Недавно мне пришлось зайти к своему участковому: у него реально нет Интернета, информацию из отдела полиции получает на флешке. Чтобы найти то, что нужно, приходится открыть папку за конкретное число и пересмотреть всей файлы. То, что в информсистеме делается одним нажатием клавиши, здесь занимает минимум 10 минут. О какой эффективности работы речь?

    Стандартизация IT-услуг необходима и с точки зрения импортозамещения. Мало кто сегодня представляет себе масштаб западных технологий, от которых зависит российский бизнес: металлургия, нефтедобыча, горнорудное дело. К примеру, в нефтегазовой отрасли погоду диктуют сервисные компании Schlumberger, Halliburton и другие. Они владеют современными методами геологоразведки, бурения, обустройства и мониторинга скважин, которые включают в себя огромный пласт IT-сервисов. Отечественная система была разрушена в 1990-е годы, может, она была неидеальна, но своя, а теперь все эти технологии приходится закупать. Разумеется, никто не мешает нам создавать свое ПО, и такие попытки сегодня предпринимаются. И это не только вопрос развития собственного рынка, но и национальной безопасности. То, что привозят к нам американцы и европейцы, - закрытые системы 20-летней давности, ноу-хау делиться никто не собирается. Для нас же это критические риски.

    Сегодня разработчики софта в своих соглашениях с пользователем часто приводят фразу: "Это ПО не гарантирует своего предназначения для каких-то целей". Главная цель ассоциации - заменить эту строку на "ПО соответствует стандарту в части функций, предназначения и других требований". Стандарт не говорит - "как", он говорит, "что" надо сделать, какими свойствами должен обладать продукт. Это минимальные требования. Улучшать, вводить дополнительные опции никто не запрещает. Кроме того, ассоциация готова в спорных случаях между заказчиками и программистами выступать независимым экспертом.

    Подчеркну, что это не СРО: никто не собирается с помощью стандартов регулировать доступ на рынок. Напротив, можно принять стандарты и работать по ним, не будучи членом НКО. Если стандарт качественный, удобный, гибкий, то есть подразумевающий возможность обновления, им начнут пользоваться повсеместно и без административных рычагов. Это, скорее, правила де-факто, чем де-юре.

    С другой стороны, государство может рекомендовать проводить госзакупки в IT-сфере с опорой на стандарты НКО. В других странах есть подобный опыт, достаточно вспомнить международный Институт инженеров по электротехнике и электронике (IEEE) или TUV NORD CERT. В перспективе это не только улучшит бизнес-климат, но и упорядочит хаос, царящий в отрасли. Вместе с тем мы бы не хотели, чтобы сертификация по IT-стандартам была обязательной процедурой, лучше оставить это на усмотрение заказчика. Если он считает, что его персонал достаточно грамотен, чтобы провести тестирование ПО, пусть берет ответственность на себя.

    Поделиться