07.09.2015 22:00
    Поделиться

    Венеция показала сенсационные истории из жизни

    О значимости фильмов можно судить по эху, ими возбужденному. Киножурналы давно не печатали столь взволнованных рецензий, как на "Франкофонию" Сокурова.

    Мысли, брошенные с экрана автором, как он и надеялся, вызывают интенсивные ответные размышления. Рецензии, как и фильм, похожи на философские эссе. Обозреватели сходятся на том, что перед нами непривычно крупное для наших дней произведение искусства. Больше, чем кино. Авторское высказывание, в котором задействованы все средства искусств, от литературы и живописи до кинохроники, от мифологем до парадоксов.

    Наблюдения Сокурова над тем, как общий культурный код объединяет нации и делает их толерантными даже в противостоянии, заставили фестивальную прессу обратить внимание и на внутреннее родство с Россией. Гений Сокурова, похоже, сделал то, чего годами не могут добиться политики: снова, как в эпохи Толстого и Чехова, напомнил о принадлежности России к европейской цивилизации. Напомнил об этом мощно, убедительно и горько. И тон в ответ сразу иной - идет разговор на равных. Мудрость рождает ответную мудрость. Когда говорят культуры - пушки захлебываются от бессилия.

    "Франкофония" лидирует во всех трех рейтингах - международной прессы, итальянских критиков и зрителей. Рядом пока никого - фильмы идут средние, ориентированные более на шок, чем на художественный акт. Таков был и открывший фестиваль "Эверест". Триллер Балтасара Кормакура рассказал о вошедшей в историю катастрофе 1996 года, когда экспедиция на "вершину мира" была поставлена на грань жизни и смерти. Восемь человек попытались штурмовать Эверест и погибли во время снежной бури. За тот сезон со склонов Джомолунгмы не вернулись 15 альпинистов, породив множество версий беды. Одна изложена в книге "Трагические амбиции на Эвересте", написанной участником экспедиции Анатолием Букреевым, - в фильме роль Букреева сыграл исландец Ингвар Эггерт Сигюрдссон, его коллеги по картине - Джейсон Кларк, Джош Бролин, Кира Найтли, Эмили Уотсон и Джейк Джилленхол в роли руководителя отряда Скотта Фишера. Фильм захватывающе зрелищный и трагический... От традиционных "фильмов-катастроф" о трудных, но победных битвах сильных героев со стихиями эта картина отличается уже тем, что следует за ходом реальных событий, а в жизни они не всегда заканчиваются хеппи-эндом. Но этим новаторство фильма исчерпывается, выбран он для жанровой полноты пейзажа. Если предыдущие фильмы-открытия Мостры - "Гравитация" и "Бердмен" - взяли по несколько "Оскаров", то притязания "Эвереста" явно скромнее.

    С выходом ранее щекотливых тем в легальное поле кинотворцы устремились к историям необычных судеб, чаще спекулируя на сексуальной экзотике. Конкурсный фильм Тома Хупера "Девушка из Дании" слишком серьезен для спекуляций, но слишком надрывен для большого фестивального кино. История душераздирающа и тоже не придумана, - история первого в мире мужчины, сменившего пол. Датский художник Эйнар Вегенер был женат на художнице Герде Готлиб. Как-то к Герде не пришла натурщица, и она попросила супруга ее заменить, позируя в женском белье. И тот открыл в себе тайную тягу к трансвестизму. И постепенно уверовал, что бог создал его женщиной, а все лишнее - род недуга, который нужно излечить. Эйнар стал появляться в обществе под именем Лили, отвечал на ухаживания мужчин, его стали бить на улицах, и это погрузило его в отчаяние. Встреча с хирургом, который разрабатывал технологии операций по перемене пола, привела к рискованным экспериментам, и в ходе последнего Лили не стало. Но она вошла в анналы как первый субъект, пошедшей на этот риск.

    Ясно, что для большого кино такая судьба неподъемна в силу неизбежной физиологичности сюжета. На роль Лили выбран Эдди Редмэйн - после "Вселенной Стивена Хокинга" ему везет на роли людей необычных. Но свою Лили актер играет на одном прищуре и трех гримасках, через четверть часа это приедается. Его Эйнар-Лили не обладает обаянием, даже отрицательным - что для героя большого фильма было бы крайне желательно.

    После оскароносной картины "Король говорит" Том Хупер зарекомендовал себя крепким профи; он им остался и в "Датской девушке". А поскольку герои картины принадлежат к миру художников, режиссер троекратно оправдает название киностудии Pretty Pictures, компенсировав актерские прорехи необыкновенно красивыми пейзажами природы и городов Дании.

    Поделиться