08.09.2015 09:00
    Поделиться

    Ашот Джазоян: Журналистская солидарность сегодня нужна как никогда

    8-го сентября - день памяти, день надежды, день тревоги - день Международной солидарности журналистов. Дата, выбранная не случайно, как напоминание о казни арестованного гестапо чехословацкого журналиста, писателя-антифашиста Юлиуса Фучика, и, конечно же, о его духовном завещании - книги "Репортаж с петлей на шее", одна фраза из которой обескураживает до сих пор своей пронзительной искренностью: "Я любил вас, люди, и был счастлив, когда вы отвечали мне тем же, и страдал, когда вы меня не понимали".

    Понять друг друга - вот, пожалуй, основной смысл профессиональной солидарности. Свобода, независимость, объективность - символы журналистской этики, порой остаются лишь лозунговыми призывами, когда за ними стоит откровенное нежелание осознания противоположной своей позиции. Валютные, информационные, технологические, экономические, холодные и горячие войны, буквально врываясь в нашу жизнь, нередко, подвергают испытанию нравственные позиции. Как реагируем мы на убийство наших коллег, 71 из которых, согласно докладу независимой организации Press Emblem Campaign (PEC), погиб по всему миру, выполняя свою работу, за первую половину 2015 года? Я не говорю об кощунственных измышлениях, меня настораживает безразличие. 71 судьба, 71 жизнь, четверо из них - россияне - погибли не в заморских странах, а здесь, почти рядом, на востоке Украины. Сухая статистика превращается в живую боль, о которой почему-то молчат СМИ за пределами России. Мне кажется, пришло время, когда основное содержание журналистики должно пополниться новым направлением - сопереживанием. И тогда нам удастся отойти от безликой журналистики и, возможно, предотвратить грядущие трагедии.

    Журналистика должна быть свободной, но, прежде всего, в защите моральных норм общечеловеческого значения. Мне кажется, несколько саркастично, когда говоря о свободе журналистов от влияния правительств или государственной власти, мы единым фронтом не выступаем против набирающей обороты политики санкций на деятельность и, даже, физическое присутствие корреспондентов, обозревателей, репортеров. Восприняв войну медиавладельцев как внутрипрофессиональный конфликт, мы, нередко становясь на позицию неприемлемости чужого мнения, отказываемся от диалога, на мой взгляд, единственного действенного механизма выстраивания единого информационного пространства, отвечающего нормам профессиональной этики и являющегося основой международной солидарности.

    Диалог - это не только обмен заранее сформированными идеями, это, что важно, путь к взаимопониманию и свободомыслию. И тут невольно вспоминаются слова Кьеркегора. "Люди, - писал датский философ, - редко пользуются свободой, которая у них есть, например свободой мысли, а вместо этого они требуют свободы слова". Свобода слова хороша там, где она является выражением компетентного мнения. Не скрою, меня коробит, когда под свободой мы начинаем понимать перефразирование голословных стереотипов. Как можно писать о Крыме, несмотря на неоднократные приглашения ни разу не побывав там, не пообщавшись с обычными людьми, жителями полуострова? Как можно давать оценки минским соглашениям по Украине, замечая лишь факты их нарушений? Однако претензий к нашим журналистам не меньше, чем западным коллегам. Что бы ни говорили политики, охаивание в прессе, особенно в соцсетях, украинцев и в украинской - россиян мало похоже на поиск путей выхода из братоубийственной войны, где уже погибли тысячи людей. Трудно говорить о солидарности там, где каждая смерть не воспринимается как утрата частицы собственной жизни, как невыполнение гражданского долга.

    Международная журналистская солидарность сегодня нужна как никогда. Если раньше в результате холодных войн появлялись информационные пустоты, то сейчас они сполна заполняются троллями, фейками, фриками. И здесь речь идет уже не только о медиапространстве Европы, а о Ближнем Востоке, где ИГИЛ, набирая силы, становится разрушителем самих основ современной цивилизации. К сожалению, мировые СМИ, не только не нашли форму пресечения распространения пропагандистской информации ИГИЛ, но и не выработали общей позиции по отношению к новому и беспощадному насилию.

    Журналистика информирует, развлекает и просвещает, может она должна так же предостерегать и предвидеть ход современной истории. Мы не можем обсуждать лишь результаты уже свершившегося, как посторонние наблюдатели современности, или подброшенные политиками темы для отвлечения, способствующие лишь дезактуализации интересов информационного потока. Говоря о Ближнем Востоке, я невольно вспоминаю, с каким азартом американские и европейские СМИ, поддержали солидарно эмоциональную речь госсекретаря США, демонстрирующего миру скляночку с порошком (говорят из детской присыпки), способным уничтожить человечество. Ирак был повергнут в руины, как первый шаг переделки ближневосточных границ, и отчасти будущей демографической катастрофы в Европе, куда ныне стремятся сотни тысяч беженцев. Стоит ли напоминать, что химического оружия не нашли. Ответом миру на Ливию, Афганистан, Ирак, Сирию, и весенние революции стал ИГИЛ. Что это? Свобода слова ответственного чиновника, свобода информационного пространства, поддерживаемая крупнейшими изданиями мира? Порой кажется, что увлекшись декларациями свобод, мы забываем расхожую фразу Виктора Гюго: "Свобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого"; в одной этой фразе заключены все условия совместного существования людей".

    8-го сентября во всем мире проходят праздничные конференции, журналисты делятся своим опытом, получают награды. Нет, я не оговорился, именно так представлен день Международной солидарности журналистов на многочисленных интернет-сайтах. Может быть, поэтому молодой чешский корреспондент на встрече журналистов в Праге 8 сентября, в прошлом году слушая мой рассказ о Юлиусе Фучике, о книге "Репортаж с петлей на шее", удивился, что международное журналистское сообщество и ООН отмечают этот день именно в честь погибшего в застенках гестапо чешского журналиста. Думаю, сохранение памяти также является важнейшим направлением нашей профессиональной работы. И тут я хотел бы особо вспомнить те журналистские семьи, где родители погибли, исполняя свой профессиональный долг, а дети пошли по стопам отцов, не испугавшись их судьбы, выбрали профессию "журналист". Такие истории, безусловно, можно найти не только в России. И, может быть, именно им и предстоит начать диалог между людьми одной судьбы, одной профессии, одних этических норм и одной, хоть и многоликой и разнообразной, культуры, как напоминание о необходимости преодоления непонимания в пользу выстраивания между коллегами реальной солидарности и нового информационного мира.

    Поделиться