01.09.2015 00:21
    Поделиться

    Абитуриенты начали терять интерес к профессии психолога

    Абитуриенты теряют интерес к профессии психолога
    Большинство частных российских вузов завершило прием 2015 года на очную и очно-заочную формы обучения. В 2015 году приемная кампания в вузы страны осуществлялась по новым правилам, в соответствии с порядком, который утвердил министр образования и науки. Порядка и организованности действительно стало больше, несмотря на то что правила приема усложнились и были не всегда понятны родителям и абитуриентам.

    Первое, что бросилось в глаза - резкое увеличение количества поступающих из регионов, связанное в числе прочего с массовым закрытием филиалов. Только в этом году закрыт или запрещен набор в более чем сотне филиалов частных вузов. Многие из них закрыты вузами добровольно, в силу их нерентабельности и отсутствия интереса у местных властей и абитуриентов.

    Тем не менее в ведущих частных вузах столицы и регионов набор бюджетных и платных студентов остался на уровне прошлого года. Контингент СПО при негосвузах в среднем по стране возрос на 15%. Наблюдается рост очного и сокращение втрое набора на очно-заочную форму обучения ("вечерку"), значительно увеличился прием на магистратуру.

    Существенно возросло число поступивших на магистерские направления, в том числе благодаря выпуску первых бакалавров (после введения двухуровневой системы образования "4 + 2" в 2011 году). Люди стали понимать, что магистерское образование позволяет им быть более мобильными в профессии.

    В Воронежском институте высоких технологий (ВИВТ) и других негосударственных технических вузах города в среднем на 15% повысился набор на инженерные специальности и ИТ-направления. Это обусловлено определенным подъемом экономики в регионе, развитием Нововоронежской атомной станции. Тем не менее в целом по России проходной балл на инженерные специальности гораздо ниже, чем на гуманитарные. По большому счету любой троечник с ЕГЭ по профильной математике и физике мог поступить на бюджет как в частные, так и прежде всего госвузы. В результате бюджет государства тратится не на самых талантливых. Проблема в том, что количество бюджетных мест определяется гораздо раньше, чем студенты-школьники записываются на ЕГЭ. В этом году проблема усугубилась: на информационные технологии хотели поступить сотни ребят, у которых вместо требуемого ЕГЭ по профильной математике был ЕГЭ по базовой математике. Возможно, им в школе не объяснили или они не поняли, что для поступления в вуз на направления, где есть вступительное испытание "математика", подходит только математика профильного уровня. В итоге многие школьники вообще не смогли поступить, поскольку помимо непригодной для вуза базовой математики у них были сданы только два ЕГЭ. Пришлось им идти в колледж или ждать следующего года.

    Некоторые абитуриенты не смогли объективно оценить свои возможности и упустили шанс обучаться за счет бюджета из-за новой схемы поступления (80% на первом этапе, 20% - на втором). Абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ, которые не принесли оригинал документа на первом этапе и не прошли на бюджет в другие вузы, возвращались к нам на втором этапе, не проходили по конкурсу и поступали уже на платные места. Именно поэтому в некоторых случаях у студента платного отделения более высокие баллы ЕГЭ, чем у студентов-бюджетников.

    Хотя явно вырос интерес к техническим специальностям, но самый высокий конкурс отмечен на направлениях: "Менеджмент" (48,1 заявлений на место), "Экономика" (45,6), "Реклама и связи с общественностью" (27,2) и "Юриспруденция" (27,0). Падает интерес к психологии, но растет к педагогическому и специальному (дефектологическому) образованию. Интерес к педагогике объясняется ситуацией в стране, мерами, принятыми правительством РФ, а особенно Москвой, по повышению статуса педагогов. Желание стать дефектологами также объяснимо, поскольку родители, воспитывающие детей с особенностями развития или ограниченными возможностями, стали чаще обращаться к специалистам за помощью.

    Менее привлекательными для поступающих на бакалавриат, но в целом сохранившими позиции стали экономические специальности (минус 22%). Также возросло число желающих поступать на направления, связанные с туризмом, гостиничным делом (плюс 40%). К слову, в ряде региональных частных вузов в следующем году планируют запускать подобные программы обучения, считая, что образование в сфере туризма и гостиничного дела может заинтересовать широкую аудиторию.

    Поделиться