27.08.2015 00:22
    Поделиться

    Какую импортную медтехнику можно заменить на отечественную

    Перечень медицинских изделий и техники, предложенный минпромторгом для импортозамещения, предстоит проверить еще раз. Можно сказать, "под лупой". ФАС и минэкономразвития не согласовали пока проект постановления, которое должно расширить запрет на госзакупки импорта примерно на 100 наименований. Впрочем, обсуждение документа продолжится до 1 октября.

    Третий - лишний

    Как уже сообщала "РГ", в спорный список попали самые разные изделия - от простейших презервативов и бинтов, противопролежневых матрацев и до высокотехнологичных томографов, комплексов рентгендиагностики, дефибрилляторов, аппаратов искусственной вентиляции легких, приборов для наркоза, инкубаторов для выхаживания новорожденных. В минпромторге подчеркивают, что старались соблюдать баланс: с одной стороны, поддержать наш медпром, а с другой - не навредить здравоохранению. "Предусматривается не тотальный запрет на госзакупки импорта, а ограничение в том случае, если на конкурс пришли два и более российских предприятия. Если наш производитель на конкурс не приходит, то закупается иностранная техника", - пояснили в минпромторге.

    Собственно, тот же принцип "третий лишний" (есть два наших производителя - значит, зарубежные к участию в торгах уже не допускаются) минпромторг предлагает ввести и для госзакупок лекарств.

    Расширение перечня было принято неоднозначно. Многие эксперты признавали, что политика протекционизма для наших предприятий - это в принципе правильно. Иначе никогда не слезем с импортной "иглы" (сейчас импортная медтехника занимает от 60 до 80% рынка).

    Дьявол в деталях

    Но прозвучала и резкая критика: представители некоммерческих общественных фондов "примерили" будущие перемены к своим подопечным и забили тревогу. "Для оказания качественной паллиативной помощи очень важны такие вещи, как удобная противопролежневая кровать, нормальные перевязочные материалы и антисептики, - пояснила "РГ" президент фонда помощи хосписам "Вера" Нюта Федермессер. - Наши матрасы изготовлены из скользких материалов, которые только усугубляют состояние таких больных". В фонде "Дети БЭЛА" (так называемые дети-бабочки с тяжелейшими поражениями кожи) напомнили: обычные бинты и пластыри для таких пациентов - это гарантированная пытка. Им нужны особые перевязочные материалы, не травмирующие раны, а способствующие заживлению. Нельзя ограничивать и закупку аппаратов искусственной вентиляции легких - по крайней мере их "облегченных" модификаций, которыми можно пользоваться дома. Сейчас дети, нуждающиеся в ИВЛ, обычно находятся в реанимационных отделениях, без родителей. Но, например, пациенты со спинальной мышечной атрофией (СМА) могут находиться на искусственной вентиляции годами. Координатор ассоциации "Семьи СМА" Ольга Германенко сообщила "РГ": минздрав готовит программу по поддержке таких детей - аппараты ИВЛ для них должны закупаться централизованно. Но если будет введен запрет, на программе можно поставить крест. "Дьявол в деталях, - говорит Нюта Федермессер. - Если не прописать требования к лотам детально, неизбежно на тендере будут отобраны самые простые и дешевые изделия".

    В минздраве подготовленный минпромторгом перечень комментировать пока не готовы, здесь лишь отмечают, что новация "не должна вредить интересам пациентов".

    Семь раз отмерь

    Пока минпромторг взял паузу, пообещав проанализировать все предложения. В то же время там по-прежнему уверены: документ учел и потребности медицины, и возможности производителей медтехники. Более того, Ассоциация оборонных предприятий - производителей медизделий готовит дополнительный список нашей техники, которая сможет вытеснить импортные аналоги. Это нейро- и кардиостимуляторы, мобильные донорские станции. Производители настаивают: "По качеству наши образцы не уступают зарубежным аналогам, а зачастую даже превосходят их".

    "Мало кто знает, что некоторые наши разработки сегодня востребованы за рубежом. Это, например, клапаны сердца, анализаторы для служб крови, - приводит пример глава ассоциации Александр Смирнов. - Это доказывает, что наша промышленность в состоянии предложить рынку конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию. Постановление прописывает ограничения по сравнительно небольшому количеству медизделий. Неправы те, кто сегодня говорит о конце "качественной" медицины. Никаких негативных последствий ни пациенты, ни врачи почувствовать не должны".

    О том, что у нас действительно уже есть качественные медизделия, врачи и тем более пациенты просто не осведомлены, считают в профильной комиссии РСПП. Ее руководитель Юрий Калинин уверяет, что, к примеру, марли и бинтов у нас уже производится 50-80% от потребности, есть и инновационные: "Нашими учеными созданы перевязочные материалы с особыми пропитками, обеспечивающие быстрое и качественное заживление ран". По его словам, растет и производство медизделий для хирургии - и инструментов, и шовного материала. "Восстанавливаются мощности и для производства шприцев - в первом полугодии 2015 года их произведено на 20% больше, чем годом ранее", - уточнил Калинин.

    Тем не менее в минэкономразвития и ФАС сочли нужным проявить осторожность: перечень медизделий "в пояснительной записке не обоснован", констатировали в ФАС. И проект документа не согласовали. Очевидно, что столь социально значимое решение должно быть взвешенным. Поэтому стоило бы прислушаться к предложению некоммерческих фондов и создать межведомственную группу, включая и медиков, и пациентские организации, чтобы перепроверить список еще раз.

    Поделиться