26.08.2015 03:57
    Поделиться

    На фестивале "Край Света" показали новый фильм Ким Ки Дука

    Трагедии делают людей безумными. Так можно описать основную мысль нового фильма "Стоп!" корейца Ким Ки Дука, режиссера таких картин, как "Натянутая тетива", "Весна, лето, осень, зима... и снова весна", "Реальный вымысел", "Пьета" и других, обласканных самыми престижными кинофестивалями мира.

    Однако фильм "Стоп!" высокие фестивали не взяли. Картина "засветилась" лишь в Карловых Варах, и то вне конкурса. Там ее и увидел программный директор фестиваля "Край Света" Алексей Медведев, куда и привез, включив в основную программу. "Стоп!" вряд ли попадет в прокат или на другие отечественные фестивали - это не совсем обычный Ким Ки Дук даже при том, что фильмы режиссера неравномерны. Но зрители из зала почти не уходили, в отличие от критиков, которые по очереди хлопали сиденьями стульев.

    Фильм Ким Ки Дука посвящен трагедии на атомной станции в Фукусиме. В картине не раз звучит и слово "Чернобыль" и отсылы к этой катастрофе. Более того, совершенно лобовое название и одна из последних фраз "Чернобыль, Фукусима, что дальше?" настолько отражают направленность картины, что начинаешь подозревать режиссера в создании пропагандисткого ролика по заказу борцов за окружающую среду. На первый взгляд, Ким Ки Дук создал безумную историю в жанре агитки, с элементами чернухи и хоррора, которая опять же достаточно прямо, без художественных приемов, отражает все страхи, связанные с авариями на АЭС.

    Какой главный "народный" страх в этом случае? Дети-мутанты! Вот вам и завязка сюжета. Взрыв на Фукусиме, молодые герои - в зоне риска. И девушка Мики, конечно же, беременна. Ее муж маниакально хочет ребенка. Будущая мать - тоже, но понимает, что риск родить мутанта велик, и стремится на аборт. Будущий отец связывает жену пластырем ("ради нашего ребенка!)" и идет искать доказательства того, что все обойдется, в запрещенную зону, куда его почему-то беспрепятственно пускают.  Возвращаясь к жене, он даже не снимает одежду, в которой фотографировал беременных зверюшек, и убеждает Мики, что с их младенцем все будет хорошо. Однако внезапно в зоне случается нечто такое, что заставляет молодого фотографа коренным образом изменить мнение. Но по срокам избавиться от ребенка уже невозможно и... муж и жена меняются ролями. Теперь она хочет родить во что бы то ни стало. И он, который связывал любимую, дабы не пустить к врачу, спокойно отпускает ее жить в зону.... Таких несостыковок в фильме настолько много, что примерно с середины действия зритель начинает нервно смеяться. Приехавшая представлять фильм на "Край света" актриса передала послание режиссера - не судить строго и не обращать внимание на несостыковки - бюджет был ограничен, Ким Ки Дук снимал практически на свои. Однако в хорроре и несостыковках ли дело?

    За последние годы обозреватель "РГ" посмотрела несколько художественных картин, посвященных Чернобыльской аварии. С претензией на серьезность была лишь одна из них - фильм Александра Миндадзе "В субботу", который почти не выходил за пределы отечественного кино-  и фестивального рынка, но на нем был высоко оценен и зрителями, и кинематографистами. Остальные картины можно было бы охарактеризовать словами: сюр, кино абсурда, страшный сон.  Тот самый человеческий сон разума, который рождает чудовищ. Потому что серьезно на эту тему снимать уже нельзя. Истинные причины аварий - особенно Чернобыля -  узнать невозможно. А человеческий страх, связанный с развитием прогресса и все возрастающим потреблением электроэнергии, должен иметь какие-то выходы. Сериал "Чернобыль", который явил в прошлом телесезоне канал ТНТ (он прошел так успешно, что готовится второй сезон) - это фэнтези с элементами хоррора. Чистый вымысел. Также с массой несостыковок. Но свою главную задачу - рассказать молодому зрителю, что такое Чернобыль и техногенная кастастрофа - он выполнил.

    Однако примеры с фильмами "В субботу" и "Чернобыль" взяты из кинематографа отечественного. Но есть еще и документальный фильм прошлого года "Русский дятел", представленный на крупнейшем кинофестивале мира "Санданс" (и получивший там Гран-При в номинации "документальное кино"). Он рассказывает о совершенно невероятной ситуации в Чернобыле и вряд ли будет показан в России. Герой картины -  украинский художник. Он экзотичен настолько, что постоянно кажется, что перед тобой забавный персонаж на грани сумасшествия. Зритель, глядя на него и его действия, смеется не менее нервно, чем на фильме Ким Ки Дука. Но также не уходит. И выходит из зала со схожим ощущением: что это было? Потому что после потока новостной информации и телевизионных документальных сюжетов и фильмов - что о Фукусиме, что о Чернобыле, похожий язык в художественном (да и в документальном) кино уже просто не воспринимается.

    Значит, надо зрителя разбудить. Всеми возможными способами -  плакатом или агиткой, абсурдом или криком. И еще раз напомнить о проблеме. Этим, собственно, и занимается Ким Ки Дук в фильме "Стоп!". Он подставляется, словно нарочно, ведь тогда, обсуждая его творчество, люди будут так или иначе вовлечены в проблему.

    …В результате то ли безумия, то ли прозрения, герои фильма "Стоп!" осознают, что все беды -  от неразумного потребления электричества. Молодой отец, который хочет, чтобы его ребенок был здоров, борясь с мировым злом, решает обесточить весь Токио. Сцена, когда он со своим напарником пилой перепиливает опору ЛЭП - вершина абсурда. Впечатление на зрителя оказывает непередаваемое. В том числе и потому, что рожающая в этот момент Мики кричит, практически воспроизводя звук пилы.

    Ребенок появляется  в полной темноте. То ли это - секунда, после которой он увидит мир, то ли это - мир, который он видит? Версии могу быть разные. И самое главное - каким же будет этот ребенок? Ким Ки Дук предлагает совершенно неожиданный вариант, но раскрывать его не станем - вдруг фильм все же покажут в России.

    Поделиться