25.08.2015 18:35
    Поделиться

    Ливанов: Учебники для школьников должны быть бесплатными

    Может ли педагог сделать в школе карьеру
    Каких учителей не хватает сегодня? Что считать поборами в школе, а что - помощью? Какую карьеру сможет сделать педагог? Когда его избавят от бумажной волокиты? На эти и другие вопросы журналистов и читателей газеты вчера на "Деловом завтраке" в "Российской газете" ответил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

    Дмитрий Викторович, буквально на днях появилась информация, которая взбудоражила педагогическое сообщество. Правда ли, что минобрнауки предлагает педагогам карьерную лестницу и в школе могут появиться разные должности - помощник учителя, учитель-наставник, учитель-методист?

    Дмитрий Ливанов: Это предложение, которое мы сделали на основе анализа проблем, существующих в учительской среде. У человека, который приходит работать в школу, а таких, к счастью, у нас все больше и больше, должно быть четкое понимание своих карьерных перспектив. Он должен знать, что если он будет хорошо работать, то его зарплата будет расти, а сам он продвинется по карьерной лестнице. Да, есть перспектива стать завучем, директором, но это, скорее, административная работа, чем педагогическая. И многие учителя-практики, эксперты предлагают разработать систему таких карьерных ступенек именно для педагогов.

    Пока никаких решений не принято, мы предложили эту модель для обсуждения. Это касается не только того, как будут называться эти конкретные ступеньки и какими качествами должны обладать люди, чтобы на эти ступеньки встать, но и того, нужна ли такая модель в принципе.

    Учитель пишет по 300 отчетов в год. Для того, чтобы продвигаться по карьерной лестнице, наверное, надо будет писать еще больше бумаг?

    Дмитрий Ливанов: Примерно 15-20 процентов запросов в школы поступают с федерального уровня.

    Еще примерно столько же - с регионального и муниципального. Остальное приходит из различных контролирующих органов, общественных организаций. Должен быть четкий регламент информационного взаимодействия, который даст ответы на все эти вопросы и не будет создавать дополнительную нагрузку на учителей.

    1 сентября распахнут двери 43 тысячи школ. На сегодняшний день не хватает учителей в Иркутской, Архангельской, Калужской, Ленинградской областях. Накануне Дня знаний школы ищут преподавателей начальных классов, математики, физики, русского языка и литературы. Насколько чувствительна кадровая проблема с преподавателями на селе?

    Дмитрий Ливанов: Такой серьезной кадровой проблемы, которая была еще несколько лет назад, сейчас нет. Учительских вакансий в школах меньше одного процента: на конец августа не заняты примерно 4 тысячи. Всего в России сегодня почти 1 миллион 50 тысяч учителей и еще примерно 200 тысяч других школьных педработников. Понятно, что процент вакансий небольшой. В основном не хватает кадров в сельских школах. Прежде всего учителей иностранного языка, физики, математики, химии, начальной школы. Поэтому мы сейчас ведем целенаправленную работу для того, чтобы запустить систему целевой подготовки педагогов под конкретное рабочее место. Чтобы у выпускников вузов была обязанность перед работодателем в течение нескольких лет отработать на этом месте. С другой стороны, надо и дальше двигаться по пути повышения престижа, уважения к учительскому труду.

    Родители пишут: "Перед новым учебным годом по просьбе школы пришлось потратить 3 - 5 тысяч рублей на рабочие тетради по английскому, атласы, другие учебные материалы". Это считать поборами или нет?

    Дмитрий Ливанов: Законодательство четко разграничивает, что должно быть предоставлено школой, то есть государством, и то, что родители должны покупать сами. Полный комплект учебников для каждого школьника - бесплатно. Учебные материалы - контурные карты, рабочие тетради - закупаются родителями. Помню, когда я был школьником, тоже ходил на Кузнецкий Мост в магазин "Педагогическая книга" и покупал там контурные карты. Все мои одноклассники делали то же самое. Здесь ничего нового нет.

    По поводу добровольных взносов мы направили в регионы соответствующее письмо. Сейчас каждая школа независимо от того, в каком регионе она работает, сколько там учеников, получает достаточное финансирование. И не только для того, чтобы выплачивать заработную плату учителям, обеспечивать классы всем необходимым, но и чтобы делать необходимый ремонт и так далее. Ни в одном регионе России, ни в одной школе оснований для такого сбора денег с родителей нет.

    Много шума вызвала инициатива отменить льготы для студентов колледжей при поступлении в вузы. Останутся льготы или нет?

    Дмитрий Ливанов: Ничего в правилах приема для выпускников колледжей меняться не будет. Более того, систему профобразования мы будем поддерживать и развивать. Нам сегодня очень нужны квалифицированные рабочие кадры. Я хочу обратить внимание, что новый федеральный государственный образовательный стандарт основной школы (5 - 9 классы), на который переходят все пятиклассники с 1 сентября, в качестве обязательного элемента предполагает профессиональную ориентацию. Это специально организованная система знакомства школьников с разными профессиями. Это целый пласт педагогической работы. И многие школы ею уже занимаются. Я считаю, что это также повысит мотивацию школьников к выбору специальностей, которые не требуют высшего образования.

    Поделиться