20.08.2015 00:22
    Поделиться

    Скандально дешевое такси появится в крупных российских городах

    Между традиционными таксопарками и мобильными онлайн-сервисами разгорается война.

    К существующим недорогим онлайн-извозчикам - GetTaxi и Яндекс-Такси - прибавился международный скандалист и "дискаунтер" Uber.

    Без базара

    Руководство Uber заявило, что намерено расширять работу в российских городах, где проживают 500 тыс. человек и более. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в зоне их интересов Красноярск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Краснодар.

    Представители традиционных такси обещают, что не отдадут рынок.

    Что такое онлайн-извозчик - разберем на примере того же Uber. Чтобы воспользоваться услугой, вы заходите на сайт компании, регистрируетесь, "привязываете" банковскую карту и скачиваете на свой смартфон (планшет, ноутбук) одноименное приложение для Android или iOS. Вот и все.

    Дальше все настолько просто, что можно обойтись без инструкций. Запускаете приложение, пишете, откуда и куда ехать. Выясняете примерную стоимость поездки и как быстро к вам подъедет машина. Получаете всю необходимую информацию: имя водителя, его рейтинг в Uber, марку и номер машины. Соглашаетесь или отказываетесь.

    Цена зависит от ряда условий: района, пробок, класса машины, времени суток. Для примера: меня от редакции до дома (за МКАД) классические такси согласятся довезти не меньше чем за 1,2 - 1,5 тыс. руб. Uber сразу выдал предложение - от 650. А доехать от Белорусского вокзала до Савеловского на uber-такси можно за 140 руб.

    По меркам московских таксистов это наглый демпинг.

    Почему такие цены? Изюминка в упомянутом приложении, которое находит оптимальные варианты как для клиентов, так и для таксистов. К тому же таксистом может стать каждый, достаточно не иметь судимости и владеть машиной не старше 3 лет. В любой момент водитель может "выйти на линию", поработать и уйти. Фактически это как бы и не такси, а поиск "попутчиков для водителей".

    Но клиенту удобно. Машина приедет быстро. Финансовые вопросы вообще в салоне не обсуждаются, только надо установить в приложении размер чаевых: от нуля до 30%.

    Оплата поездки проходит через привязанную к аккаунту банковскую карту. Много полезных мелочей: можно отправить друзьям время своего прибытия. Набивать цифры на экране смартфона не надо, все за вас сделает умная программа. И т.д.

    Рассказывая о работе компании, один из руководителей представительства Uber в РФ недавно признался, что их главная задача в том, чтобы горожанам личные машины оказались не нужны - удобнее и выгоднее заказать Uber. Кроме того, ожидается, что уже скоро компания будет известна не только как онлайн-сервис для заказа такси, но и станет cервисом доставки еды - UberEats. Что вряд ли обрадует отечественных рестораторов, рискующих недосчитаться немалой части клиентов, сегодня вынужденных переплачивать за бизнес-ланч.

    Навигаторы рулят

    Чем онлайн-извозчики не угодили традиционным - очевидно. Слишком низкие цены, с которыми тяжело конкурировать. Поэтому работающие по старой схеме перевозчики обвиняют конкурентов в двух тяжких грехах: неуплате налогов и отсутствии гарантий безопасности пассажира. Кроме того, "традиционалы" подчеркивают, что только их водители проходят тесты на знание города, русского языка, равно как и медосмотры.

    Платить налоги и обеспечивать безопасность пассажиров обязаны все на рынке. Но вот о других аспектах конкурентной борьбы поговорить стоит. Дело в том, что деление на классическое и онлайновое такси очень условно. Пример из личной практики общения с водителями. Сергей М. приехал в Москву из провинции, устроился в "традиционное" такси: получил в лизинг Hyndai i40 и услуги диспетчера. За машину выплачивает 2 тыс. рублей в день, бензин и штрафы за свой счет. В хороший день зарабатывает до 5 тыс. грязными. Спит часто прямо в машине. Больничных и отпусков за счет работодателя нет.

    При таком подходе медицинский контроль -вещь весьма условная. За рулем такси, хоть старых, хоть новых - сидят одни и те же люди. С равным знанием города (а точнее, незнанием - автонавигаторы рулят) и рабочим днем, рамки которого определяет сам водитель.

    Мы едем, едем, едем

    Но вот что искренне радует - сегодня у клиентов наконец-то появился выбор.

    Лично я бы в ночной поездке в аэропорт предпочел бы не онлайн-такси. С диспетчером-человеком договариваться комфортнее и надежнее, чем с компьютерной программой.

    А короткие поездки по городу, наверное, удобнее совершать по мобильным приложениям. Хотя в идеале, наверное, стоит зарегистрироваться в разных сервисах, включая каршеринг (о нем "РГ" писала в прошлом номере), и выбирать вариант в зависимости от условий и затрат. В качестве альтернативы не забывая и общественный транспорт.

    Что же касается такси, то на этом рынке будут новые правила: минтранс готовит поправки в закон. Результаты узнаем осенью.

    Но перемены уже налицо. Еще недавно таксисты на вокзалах заламывали цены, превышающие порой стоимость авиа- и железнодорожных билетов. И часто хамили клиентам.

    Сегодня владельцы таксофирм избавляются от хамов, призывают платить налоги и с пеной у рта обосновывают важность гарантий безопасности и надежности поездки.

    Не правы китайцы: порой не так уж и плохо жить в эпоху больших перемен.

    Конкретно

    Поездка от редакции "РГ" (Москва, ул. Правды, 24) до...

    - Домодедово

    Обычное такси - 1150 - 1300 руб.

    Uber - 1000 руб.

    - Внуково

    Обычное такси - 1100-1200 руб.

    Uber - 1000 руб.

    - Шереметьево

    Обычное такси - 1000 - 1200 руб.

    Uber - 1000 руб.

    - ВДНХ

    Обычное такси - 450 - 550 руб.

    Uber - 237 - 299 руб.

    - "Вернисаж в Измайлово"

    Обычное такси - 580 - 700 руб.

    Uber - 364 - 469 руб.

    - Комсомольская площадь, ("Площадь Трех вокзалов")

    Обычное такси - 450 - 550 руб.

    Uber - 208 - 260 руб.

    Кстати

    Uber - компания, основанная в 2009 году в Сан-Франциско (США). Сегодня она "стоит" $41 млрд и работает во всем мире, оказывая услуги как наземного, так и водного такси (Стамбул, Санкт-Петербург). Из-за низких тарифов во многих странах Uber подвергается судебному преследованию, таксисты-конкуренты проводят акции протеста, громят и жгут ее машины.

    Между тем

    ФАС на данный момент не видит нарушений антимонопольного законодательства со стороны такси Uber, Gett и "Яндекс.Такси". Проверяют их по обращению общественной Федерации автовладельцев России, которая обратилась в ФАС и к Генпрокурору РФ с просьбой возбудить уголовные дела в отношении руководителей данных компаний. По мнению авторов обращения, онлайн-сервисы "подкупают" водителей и не платят налогов.

    Поделиться