18.08.2015 00:45
    Поделиться

    В России выросла доля потребителей свободного и отечественного ПО

    Почти каждую неделю информационное пространство сотрясают новости о разрыве отношений корпорации IBM с ее крупнейшими российскими партнерами. По версии американцев, причиной подобных действий стала необходимость изменений правил работы с партнерской сетью и поиск возможностей перехода на прямые договоры с крупнейшими российскими заказчиками, среди которых Росстат, Сбербанк и Федеральное казначейство.

    На самом деле с большой долей вероятности можно утверждать, что проблему стоит искать в политике. Сегодня доля заказчиков IBM в России настолько мала, что говорить об экономических причинах расторжения контракта просто не приходится. И многие эксперты склоняются к тому, что к подобным действиям IBM могло побудить желание американских властей оказать воздействие на работу ряда ключевых информационных ресурсов нашей страны, которые создавались на платформе IBM. К их числу относится и общероссийский официальный сайт "Государственные закупки" (ООС, zakupki.gov.ru), который содержит информацию о всех закупках, осуществляющихся в России по 44-ФЗ, их объемах, условиях проведения конкурсных процедур и т.д., что позволяет аналитикам оценивать уровень прозрачности закупочных механизмов внутри страны, находить болевые точки, давать оценки деятельности как отдельных стратегических предприятий, так и целых отраслей. Проект реализовывался на базе решения IBM WebSphere, обошелся российскому бюджету более чем в 3 млрд руб. Теперь этот стратегический ресурс попал под удар, как и многие другие государственные системы России, выбранные западными инициаторами санкционной политики в качестве своих целей. Но такой ситуации можно было избежать. Во время проведения конкурса на разработку ООС были представлены не уступающие по качеству заявки проектов, основанные на отечественном и свободном ПО. Однако заказчик в лице Федерального казначейства сделал свой выбор в пользу архаичной закрытой системы.

    Стоит заметить, что сегодня доля государственных предприятий, выражающих готовность к импортозамещению, по данным НАИРИТ, значительно выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 37%. Примерно в том же диапазоне находится и рост спроса в этом секторе на отечественное и свободное ПО - 30-35%. Можно считать, что в этом смысле у наших чиновников наступило некоторое прозрение по поводу нестабильности взаимодействия с зарубежными поставщиками ИТ. В коммерческом секторе такой активности пока не наблюдается. Динамика спроса на импортонезависимую ИТ-продукцию составила не более 3-5%.

    Но думается, что и эта статистика скоро может серьезно измениться в лучшую сторону. Надо понимать, что схема лицензионного ПО, активно используемая в наше время рынком и в сохранении которой максимально заинтересованы зарубежные разработчики и их партнеры, себя изжила. Она возникла еще в начале 90-х и основана на взимании стоимости услуг (инсталляция ПО, техническая поддержка, обновление версий и т.д.) в расчете за каждое рабочее место. Сегодня, когда принципы предоставления основных услуг изменились и стали более удобными благодаря облачным технологиям, а сервис стал выдаваться сразу на все предприятие целиком, прежняя схема тарификации вызывает у участников рынка все больше вопросов. На каком основании отечественные предприятия и госкомпании вынуждены ежегодно платить западным разработчикам лицензионные отчисления, в результате чего совокупная стоимость владения ПО в итоге в 5-6 раз превышает первоначальные затраты на его внедрение? При этом еще зарубежные компании отказываются открывать нам свой программный код.

    Эти чисто экономические факторы в совокупности с пониманием необходимости ухода от зависимости от зарубежных ИТ позволяют продвигаться свободному ПО на российский рынок семимильными шагами. Очевидно, что цена программной продукции должна быть справедливой, и мы должны уйти к модели SaaS. И это произойдет даже в том случае, если не предпринимать для этого каких-либо специальных усилий. Свободное ПО уже практически отвоевало более трети объема рынка. Причем в каждом из его классов (системное ПО, программное ПО, прикладные решения) существует как минимум 3-4 зрелых игрока, которые по функционалу составляют серьезную конкуренцию устоявшимся вендорам. Это действующий тренд, который будет катастрофичен для тех компаний, которые не успеют под него подстроиться. Кстати, одним из наиболее удачных примеров использования свободного программного обеспечения является российская отрасль электронной торговли. Все основные электронные торговые площадки написаны на открытом коде и являются самыми нагруженными онлайн-системами в стране. Не откладывают в долгий ящик вопросы необходимости перехода на свободное ПО и законодатели.

    Комиссия Госдумы по развитию стратегических информационных систем готовится рассмотреть вопросы правового и законодательного регулирования использования свободного ПО при разработке и эксплуатации стратегических информационных систем уже в начале осенней сессии этого года.

    Поделиться