11.08.2015 00:41
    Поделиться

    Предприниматели не одобрили новый законопроект о лоббизме

    Новый законопроект "О лоббизме", внесенный на рассмотрение в Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству депутатом Николаем Левичевым, вызвал вопросы у предпринимателей. На "круглом столе" "Формирование и развитие института цивилизованного лоббизма", который прошел в Торгово-промышленной палате (ТПП РФ), представители власти и бизнеса обсудили проблемы и возможности законодательного регулирования лоббистской деятельности.

    "Дискуссии о введении в России цивилизованного лоббизма ведутся в стране последние 20 лет. Создание правовых основ лоббизма предусмотрено Национальным планом противодействия коррупции. Многие эксперты пришли к выводу, что лоббизм для России необходим и требуется принятие соответствующего закона. И нас волнует то, каким станет закон о лоббизме. Он должен содействовать минимизации коррупционных процессов в стране, сохранению конституционного порядка при принятии органами власти своих решений, а также станет еще одним связующим звеном между властью, бизнесом и институтами гражданского общества. Это позволит оперативно получать информацию о процессах, идущих в обществе, знать, какие группы лоббируют те или иные интересы", - убежден председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, член Комитета Госдумы ФС РФ по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

    Вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко отметил, что попытки продвижения интересов различных социальных групп в органах государственной власти, проще говоря, лоббистская деятельность, ведутся давно: "Но закона, регулирующего эту сферу, по-прежнему нет, хотя за двадцать пять лет было подготовлено уже шесть проектов. Ныне перед экспертным сообществом стоит задача принять действующий закон о лоббизме, который должен стать одним из инструментов снижения коррупции в стране. Но есть опасность, что принятие несовершенного закона увеличит коррупционность. Поэтому надо здраво рассматривать, насколько он может быть полезен".

    Новая редакция закона о лоббизме вводит понятие "продвижение интересов", запрет на продвижение интересов в органах судебной власти и случаи, которые не являются продвижением интересов. Также определен порядок заключения договора на продвижение интересов, перечень лиц, которые не могут быть представителями интересов, их права и обязанности и перечень должностных лиц, с которыми имеет право взаимодействовать представитель интересов. Законом устанавливается порядок организации деятельности саморегулируемой организации представителей интересов и вводится единый государственный реестр СРО представителей интересов. "Предложенные поправки о взаимодействии органов власти с общественными объединениями - одно из наиболее важных направлений лоббистской деятельности. Зачастую необходимо отстаивать права и интересы не только бизнеса, но и простых граждан, - отметил Владимир Страшко. - Но к разделу о порядке продвижения интересов коммерческих организаций возникает много вопросов. Не до конца понятны процедура организации взаимодействия, принцип создания и работы, саморегулируемость организации. На наш взгляд, законопроект не полностью отвечает интересам предпринимательского сообщества. Пока мы не готовы его поддерживать".

    Большинство экспертов рассматривают лоббизм как механизм давления на власть со стороны некомпетентных игроков

    Вице-президент ТПП РФ напомнил, что существует единственный документ, закрепляющий лоббистскую деятельность в стране, - это Закон "О торгово-промышленных палатах в РФ". "В соответствии со статьей 3 этого закона организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами является одной из основных задач торгово-промышленных палат. ТПП РФ является лоббистом с законодательно закрепленными функциями. Таким образом, федеральная палата остро не нуждается в принятии рамочного закона о лоббизме, так как полноценно представляет и защищает интересы бизнеса в органах власти", - констатировал Владимир Страшко.

    Президент Национального союза содействия развитию института лоббизма Дмитрий Курганов, напротив, убежден, что современный лоббизм - это система отношений между властью и обществом, представляющий собой активную экспертную деятельность и технологии. "Формат лоббистской деятельности должен основываться на проектном офисе во всех сферах (общественной, политической, экономической) деятельности. А статус лоббиста могут иметь консалтинговые и экспертные комиссии, ТПП, союзы, отраслевые ассоциации, а также индивидуалы. Они будут способствовать росту эффективности взаимодействия с властью, профессионализации лоббистских услуг, - полагает Дмитрий Курганов. - Современный лоббизм - это повышение качества государственного управления и доходности бизнеса, а также новые позиции России в мире и лидерство в БРИКС, ШОС и Таможенном союзе".

    Участники "круглого стола" сошлись во мнении, что для принятия закона нужен национальный консенсус. Пока же такого консенсуса нет - часть экспертов рассматривает лоббистскую деятельность как создание механизмов давления на власть со стороны некомпетентных игроков, продвижение интересов крупных компаний и декриминализацию откатов. Другие считают, что легализация лоббизма приведет к уменьшению коррупции, установлению новой налогооблагаемой профессиональной деятельности, появлению обратной связи между властью и бизнесом и введению единых правил для предпринимателей.

    Поделиться