06.08.2015 07:45
    Поделиться

    На Урале прокуратура проверит "рассовечивание" улиц

    Жители Верхней Пышмы восстали против переименования улиц и добиваются проведения референдума
    Активисты-общественники Верхней Пышмы подготовили обращение в Генеральную прокуратуру России с просьбой проверить законность переименования городскими властями двух улиц - Ленина и Советской. Гражданская оппозиция обвиняет мэрию в самоуправстве и даже подлоге. Борьба горожан с собственной мэрией длится без малого два года.

    Нимб над объектом

    Тогда протоиерей местного православного прихода в честь Успения Пресвятой Богородицы Валерий Лавринов предложил переименовать Советскую - главную улицу Верхней Пышмы - и примыкающую к ней улицу Ленина в Успенский проспект. Поблизости как раз достраивался соединяющий их мост, а рядом стоит церковь Успения. И архивы якобы говорят, что до революции здесь тоже был храм, а Советская называлась Успенской. Отец Валерий в письме на имя главы городского округа Александра Романова, главы администрации Владимира Чиркова и депутатов гордумы просил "вернуть улице историческое название".

    Мэрия оперативно разработала план мероприятий "О переименовании объекта улично-дорожной сети". Среди жильцов распространили тысячу анкет, назад получили около 400 из них. В опросных листах был утвердительный ответ: да, мы за переименование. Заметим сразу: в домах на Советской и Ленина зарегистрировано 10,5 тысячи жителей. Анкет, напомним, было тысяча. И всего 400 согласных.

    Потом глава администрации поручил представить расчеты необходимых финансовых затрат, однако точной цифры получить не удалось: требовалась полная инвентаризация зданий. Правда, местные общественники прикинули: смена названий обойдется в 10 миллионов рублей. Кроме того, жителям предстоит пройти, переоформляя документы, паспортный стол, военкомат, поликлинику и ГИБДД. А предприниматели, имеющие юридический адрес на этих улицах, должны сменить бланки и печати. Но местная власть решила, что переименование - дело святое и разговор о деньгах здесь неуместен.

    На круглом столе, организованном мэрией, чиновники и священники говорили о верности историческим традициям, а приглашенные активисты пытались доказать, что народ против искусственной десоветизации, что в городе масса других проблем. Однако их не услышали.

    "Мы за Успенский не голосовали"

    Тогда представители общественно-политического движения "Суть времени" обошли дома, расположенные на улице Советской, и выяснили, что большинство жильцов против переименования. (Редакция располагает 2169 копиями опросных листов, на которых в графе "против переименования" поставили свои подписи 95 процентов участников опроса.)

    Кстати, незадолго до этого власти провели конкурс на лучшее название нового проспекта. На сайте администрации выложили 26 вариантов, в том числе такие: улица Верности, проспект XXI века, улица Великих Начинаний. И только одного - "оставить все как есть" - почему-то не было. Победил Успенский проспект: 56 процентов голосов "за". В голосовании приняли участие 137 человек. Соответственно 56 процентов - это 91 человек. В то же время на двух других сайтах результаты схожего опроса были совершенно противоположными.

    Протесты начались сразу же. Сначала несколько десятков горожан прошли по улице Ленина до Дворца культуры "Металлург" и провели митинг в защиту существующих названий. Против самоуправства мэрии выступили председатель совета ветеранов ОАО "Уралэлектромедь" Владимир Серебров, лидер движения "За местное самоуправление" Константин Казаринов и даже прихожане Успенской церкви, которые с удивлением узнали, что от их имени в мэрию ушло ходатайство о переименовании.

    Тем не менее с 22 ноября 2014 года постановлением местной Думы улицы Советская и Ленина стали называться Успенским проспектом.

    Без новой прописки

    Тогда верхнепышминцы, живущие на "деидеологизированном" проспекте, провели очередной митинг, где потребовали отменить решение и направили обращение в местную прокуратуру и суд. В суде, правда, иски не приняли. Формальной причиной стало то, что истцы не указали, какие именно права гражданина были нарушены.

    Зато надзорный орган сразу определил, что "историческое" постановление принято с нарушениями. По закону сначала необходимо было провести общественные слушания и только потом вносить изменения в генеральный план города. Прокурор города Андрей Иньшаков вынес протест, но свое решение власти не отменили, пообещав провести общественное обсуждение в мае-июне.

    Дошло до того, что недовольные горожане стали саботировать смену паспортных данных. За первый месяц в муниципальный расчетный центр на перерегистрацию пришло не больше десяти человек.

    Константин Казаринов так прокомментировал эти события:

    - Люди не хотят жить на проспекте, где нет ни нормальных тротуаров, ни пешеходных переходов, ни остановочных комплексов. И вообще, что значит само слово "успенский"? Успение, согласно словарю Ожегова, - это смерть. Люди не хотят жить на "проспекте смерти".

    У горожан, судя по публикациям в местной прессе, накопилось множество претензий к мэрии. К примеру, власти дали "добро" на вырубку Молебского леса - "легких" города. На этом месте будут строить логистический центр. А еще одобрили возведение дома на улице Калинина, который сделает эту улицу тупиковой и неминуемо создаст проблемы жителям целого района.

    Константин Казаринов подчеркивает: люди протестуют не столько против переименования как формального топонимического акта. Они хотят наладить нормальный диалог с властью. Общественники уже трижды приходили в избирательную комиссию города и просили зарегистрировать инициативную группу по проведению референдума, но им всегда отказывали по формальной причине: заявка оформлена неправильно. Активисты каждый раз переписывают документы и продолжают настаивать на всенародном голосовании.

    Сейчас они подали новое обращение, уже в Генеральную прокуратуру. Публичного обсуждения переименования, "в котором участвовало более 1000 жителей", как о том сообщила мэрия, до сих пор не было.

    - В городе даже нет помещения, где бы собралось столько человек, - говорят общественники.

    Комментарий

    Анатолий Гагарин, руководитель Уральского отделения Фонда развития гражданского общества:

    - К сожалению, ситуация в Верхней Пышме - типичный пример отсутствия диалога между властью и общественностью. Первичные ячейки гражданского общества обычно возникают в ситуации, которая воспринимается жителями как угроза их интересам. И, когда власти не идут на диалог, эти группы укрупняются, воспринимают действия властей как новые угрозы. Конфронтация приводит к тому, что обе стороны конфликта начинают манипулировать общественным мнением. Главное в этой ситуации - найти точки соприкосновения, шаг за шагом пройти весь путь обсуждения, отработки механизмов решения проблемы. В конечном итоге люди будут реально вовлечены в муниципальное управление, смогут определять, на какие проекты в первую очередь следует направлять бюджетные средства, и нести ответственность за принятые решения.

    Ваша улица - юридический казус

    Верхнепышминские общественники решили выяснить, где на самом деле была улица Успенская? И не нашли ее на картах Медного Рудника, как до 1946 года называлась Верхняя Пышма. Не обнаружили ее и журналисты "РГ", роясь в архивных документах.

    Галина Жоголева, председатель уличного комитета, старожил города, рассказала:

    - Наши краеведы давно доказали: не существовало никогда такой улицы. Была Церковная, но на ней жилых домов почти не было. А Советскую начали застраивать только после войны. Подтверждает это и Анна Маракова, директор Верхнепышминского исторического музея.

    Галина Жоголева поведала нам и о проблеме, которой "наградила" всех обитателей Советской городская администрация. Год назад власти занялись реконструкцией этой улицы. Провели вдоль нее на плане так называемую "красную линию", разграничивающую землю на частную и муниципальную. По идее, она должна проходить по фасадам домов, но поскольку дома стоят не по линейке, а "красная линия" прямая, то часть зданий попала за черту.

    - И вот теперь четыре сотки моего участка с домом находятся у меня в собственности, а две - сданы мне в аренду на 49 лет. Это называется "домовладение с отягощением", - сетует Галина Григорьевна. - В администрации говорят: ваша улица - юридический казус. Но, если не оформите документы, придет бульдозер и снесет незаконную часть дома. И у всех моих соседей такая же беда. Теперь даже наследство внукам по-человечески оставить не можем.

    Поделиться