06.08.2015 10:57
    Поделиться

    За что украинские беженцы полюбили Дальний Восток

    Большинство прибывших в округ украинских беженцев решили остаться на Дальнем Востоке
    Год назад Хабаровск принял первую организованную группу беженцев с юго-востока Украины. Транспортным самолетом Ил-76 доставили 88 человек. Затем был специальный поезд из Ростова, привезший 92 украинца. А еще - сотни и сотни добравшихся самостоятельно до Дальнего Востока, лишившихся дома и работы, сбережений и надежд на будущее. Как, где и на что живут они сегодня, выясняли корреспонденты "РГ".

    Первый борт

    - Я был среди тех, кто встречал тот июльский борт, - вспоминает Константин Виноградов, первый заместитель председателя комитета по труду и занятости населения правительства Хабаровского края. - Обмотанные сеткой бесконечные тюки и безмерно уставшие люди. В их глазах читалась такая отрешенность... Думаю, тогда они не до конца понимали, где находятся и что с ними происходит.

    Прибывших развозили по пунктам временного размещения (ПВР). А там еще жили пострадавшие от катастрофического наводнения 2013 года - мест не хватало.

    - Практически у всех беженцев не было денег, - добавляет Маргарита Бастрыкина, начальник управления экономики местного самоуправления и трудовых резервов минэкономики края. - Они не могли позволить себе купить даже билет в городском транспорте или кусок мыла. Решение созрело тут же: губернатор постановил выделить каждому по пять тысяч рублей из краевого бюджета.

    За год единовременную субсидию получили 2737 человек, и ушло на это около 14 миллионов рублей. Вообще, денег потребовалось много и сразу: на питание, одежду, обустройство. Чтобы появилась возможность использовать средства из резервного фонда, пришлось объявить режим ЧС. Порядка пяти миллионов рублей поступило от предпринимателей через Красный крест. На питание и содержание в ПВР (24 тысячи рублей в месяц на человека) деньги выделяет федеральная казна, но в связи с установившимся порядком делает это не сразу. Например, последнее возмещение затраченных сумм пришло в край в июле - но за февраль и март. То есть первоначальные расходы несет именно регион.

    Кстати, на устройство в ПВР могли претендовать лишь те, кто ехал в организованном порядке по направлению миграционных служб или кого вывозили с помощью МЧС. За год в 14 краевых пунктах временного размещения нашли приют свыше 800 человек. Сейчас остался 501.

    По пути

    - Многие приезжали наобум, услышав от знакомых, что в Хабаровске хорошо и здесь дают большие подъемные. Среди ночи раздавались звонки от дежурного по вокзалу: прибыли три семьи с детьми, что делать? Приходили в правительство края, в комитет по труду и занятости: вот мы приехали, куда нам теперь? - рассказывает Константин Виноградов.

    Но ни один человек не остался без крова. Подключились МЧС, предприниматели, предоставившие хостелы, Хабаровская епархия, разместившая женщин и детей в женском монастыре, предприятия, готовые дать не только работу, но и жилье.

    Надо сказать, что, кроме сочувствия и стремления помочь, хабаровскими чиновниками двигал и чисто прагматичный интерес. Краю позарез нужны люди. На "упавших с неба" специалистов трудоспособного возраста сделали серьезную ставку. К тому же на тот момент в регионе было около тысячи вакансий с жильем.

    - Хотя практически у всех беженцев еще не были оформлены документы, дающие право трудиться на территории РФ, надо было обеспечить им возможность зарабатывать на жизнь, - вспоминает Виноградов. - Значительная часть прибывших - шахтеры и члены их семей. 276 человек отправились на угледобывающее предприятие в Верхнебуреинском районе. С ними уехали жены и дети: работодатель предоставил жилье.

    Рабочие руки в Хабаровском крае востребованы. Но в основном в сельских районах или на севере. Туда ехать не хочет никто. Впрочем, и в Хабаровске найти работу несложно. Проблема в жилье.

    - Надо признать, что практически у всех беженцев были другие ожидания, - объясняет Маргарита Бастрыкина. - Они ехали к нам со старыми советскими стереотипами: Дальний Восток - край длинного рубля. И, конечно, дешевого жилья.

    Разочарование было неминуемо. Огромные по меркам украинцев 20-30-тысячные зарплаты оказались мизерными, когда их сопоставили с ценами в магазинах и стоимостью квартир. А временность понятия ПВР федеральные власти намереваются подчеркнуть готовящимся постановлением об ограничении срока проживания в них 60 днями.

    Они не уедут

    За год многие беженцы хорошо адаптировались в крае. Из трех тысяч на работу устроились 1221. Это не значит, что почти треть отказалась трудиться: среди прибывших - большая доля мам с маленькими детьми, и рассматривать их в качестве рабочей силы на производстве пока не стоит.

    По информации Константина Виноградова, 1500 человек подали заявления на вступление в программу переселения соотечественников. 1400 из них уже получили свидетельства участников со всеми причитающимися подъемными (240 тысяч рублей на главу семьи и по 120 тысяч - на каждого ее члена).

    Беженцы с Украины массово вступают в госпрограмму по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

    Многие из них останутся на Дальнем Востоке и после того как истекут положенные по программе переселения два года. Например, Олег и Светлана Бардаш. Они приехали из Краматорска, где буквально в мгновение рухнула размеренная, вполне обеспеченная, комфортная жизнь семьи.

    - Центр временного размещения в Хабаровске нам показался раем по сравнению с тем, что довелось пережить. До сих пор снятся обстрелы, - рассказывает Светлана Бардаш.

    Сегодня у них все благополучно. Олег работает водителем лесовоза вахтовым методом в Солнечном районе, Светлана - в одном из супермаркетов краевого центра, а сын Дмитрий готовится стать военным. Снимают квартиру и не сомневаются, что через некоторое время будут иметь свою.

    Другая семья - Сидоровых - приехала в столицу ДФО из Горловки.

    - В тот день, когда мы покинули наш дом, в него попал снаряд. Так что спасло нас провидение, - рассказывает Наталия Сидорова.

    Ее супруг Сергей окончил с красным дипломом Киевский национальный авиационный университет и собирается применить свои знания инженера по ремонту авиадвигателей в Хабаровске. Пока сбыться этому мешает отсутствие гражданства РФ. Впрочем, скоро он и жена получат российские паспорта и все временные препоны уйдут в прошлое.

    - Из Хабаровска мы уже не уедем никогда, - уверена Наталия. - Да и сыну Максимке здесь нравится, в этом году он пойдет в первый класс.

    Теперь это - наши люди, а их проблемы - наши общие проблемы, которые надо решать. И в краевом правительстве, кажется, придумали - как.

    - Мы считаем, что нужно строить на условиях федерального софинансирования арендное жилье. Оно не будет подлежать выкупу, но позволит людям снимать квартиру за приемлемую сумму, - замечает Маргарита Бастрыкина. - Подобная программа реализована в Якутске, где в рамках помощи переселенцам выстроили целый поселок.

    А как у соседей

    Только за прошлый год в Сахалинскую область приехали 1024 гражданина Украины. Продолжают они прибывать и сейчас: недавно до островов самостоятельно добралась женщина-инвалид. На Сахалине переселенцам оказывают поддержку и дают возможность начать жизнь заново, помогают с поисками работы, выделяют подъемные средства в размере десяти тысяч рублей.

    В Приморье за первое полугодие 2015-го прибыли 1482 украинца. С учетом приехавших в прошлом году сейчас на территории края находятся около трех тысяч граждан этой страны.

    - Постепенно у них жизнь на новом месте выстраивается. Многие предпочли вступить в программу по оказанию содействия переселению соотечественников, - говорит глава департамента труда и социального развития Приморского края Лилия Лаврентьева.

    Беженцы работают в Арсеньеве на авиационном объединении и предприятии "Аскольд", последнее предоставило квартиры новым работникам. Сельхозпредприятие в Анучинском районе выделило дома рабочим, трактористам и ветеринарному врачу. 27 человек принял на подземные работы горно-металлургический комплекс, обеспечив специалистов комнатами в общежитии. Врачи и средний медперсонал - всего 35 человек - из числа граждан Украины работают в больницах Славянки, Артема, Пограничного и Октябрьского районов. Украинцы обосновались не только в городах и райцентрах, но и в поселках Восток на самом севере Приморья и Южно-Морской на юге.

    Поделиться